Темы семинарских занятий составлены в соответствии с программой курса.
К каждому семинару преподаватель предварительно распределяет вопросы между студентами. Студент при подготовке полученной темы пользуется основными и дополнительными источниками литературы, указанной в общем списке и подобранной самостоятельно занятий.
Тема 1. Специфика философского знания
1. Философия и мировоззрение.
2. Проблема предмета философии, основные этапы развития, разделы и направления.
3. Национальное и общечеловеческое в философии.
ПОНЯТИЯ: философия, мировоззрение, мифология, религия, идеализм, материализм, философская антропология, философия природы, социальная философия.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Сравнить мифологию, религию и философию как формы мировоззрения.
2. Составить хронологическую таблицу: «Основные этапы развития западноевропейской философии».
ДОКЛАДЫ:
1. Назначение философии.
2. О будущем философии.
Тема 2. Проблема бытия в философии
1. Философский смысл проблемы бытия.
|
|
2. Становление и развитие категории бытия в истории философии.
3. Понятие материи, основные формы существования материи.
4. Проблема бытия в философии XX в.
ПОНЯТИЯ: бытие, онтология, субстанция, материя, движение, пространство, время, материальное единство мира, экзистенциализм, постмодерн.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Сравнить толкование бытия в философии Парменида и Гераклита.
2. Обосновать связь мировоззрения Нового времени с проблемой бытия.
3. Как вы понимаете выражение: «В Новое время бытие стало субъективностью».
4. Раскрыть взаимосвязь мировоззрения ХХ в. и философского решения проблемы бытия.
ДОКЛАДЫ:
1. Проблема бытия в философии Нового времени.
2. Проблема бытия в философии постмодерна.
Тема 3. Сознание как философская проблема
1. Формирование представлений о сознании в истории философии.
2. Общественное сознание и общественное бытие.
3. Сознание, бессознательное и язык.
ПОНЯТИЯ: сознание, идеальное, общественное сознание, общественное бытие, бессознательное, язык.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Обосновать связь средневекового понимания сознания с теоцентристским мировоззрением.
2. Сформулировать предпосылки переосмысления проблемы сознания в Новое время.
3. Сравнить античное, средневековое и новоевропейское понимание сознания.
4. Обосновать тезис К.Маркса о вторичности сознания, его обусловленности экономическими факторами.
ДОКЛАДЫ:
1. Сознание как философская проблема.
2. Концепция сознания в философии К. Маркса.
3. Учение о бессознательном в психоанализе З. Фрейда.