Предварительные замечания к постановке проблемы

Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию

Источник: Schuetz A. Der Sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Wien, 1932. S. 1012, 29-36, 72-74, 93-105. © Н. Головина и А. Минаков, перевод, 2001

Публикуемый полный текст представляет собой перевод избранных мест из книги Смысловое строение социального мира“.

Содержание

Предварительные замечания к постановке проблемы

5. Субъективный и объективный смысл

12. Резюме: разъяснение первого и первоначального понятия смысла

17. Взаимосвязь мотивов как смысловая взаимосвязь

А. Мотив “для-того-чтобы”

18. Продолжение: Б. Истинный мотив “потому-что”

Примечания

Предварительные замечания к постановке проблемы

Исходя из постановки вопроса Максом Вебером, в настоящем исследовании мы пытаемся создать связь с надежными результатами, полученными обоими вышеназванными философами, и с помощью конститутивного анализа дать точное определение феномена смысла. Лишь когда будет надежно обосновано это фундаментальное понятие, мы сможем шаг за шагом проанализировать смысловую структуру социального мира и таким образом поставить методический аппарат понимающей социологии на более прочную основу, нежели то было сделано Максом Вебером.

Тем самым прояснены цель и путь наших исследований. Мы попытаемся достичь такой же ясности и в конкретной проблеме понимающей социологии Макса Вебера, касающейся ее тематических задач; при этом критика воззрений Макса Вебера вызывает необходимость подвергнуть дальнейшему анализу понятия “актуального понимания в соответствии с мотивом”, субъективного и объективного смысла, осмысленного действия и осмысленного поведения. В соответствии с последней парой понятий исследования второго раздела будут посвящены конституированию смысла в том или ином собственном переживании отдельного Я. При этом они с необходимостью будут доведены до обнаружения первоначального понятия смысла, который конституируется во внутреннем сознании времени, в длительности переживающего Я. Основываясь на концепции длительности Бергсона, а в еще большей степени — на конститутивном анализе переживаний сознания, выполненном Гуссерлем, и исходя из феноменов “задержки” и “воспроизведения”, нами будет описана сущность “полностью изолированных” переживаний, стихийного поведения и действия по заранее намеченному проекту. Тем самым будет установлено первое понятие смысла, на котором может основываться дальнейший анализ. Через проявление феномена атенциональных модификаций и через исчезновение “смысловой связи” в темпоральном процессе синтетического осуществления действий будет показана структурная связь мира опыта отдельного Я в качестве конституированной смысловой связи завершенных переживаний Я. Одновременно будет выявлена схема истолкования, с помощью которой Я упорядочивает свои переживания, интерпретируя самого себя. Последние размышления этого раздела посвящены собственной смысловой связи действия, которая будет в общем обозначена как мотивационная связь и которая со своей стороны охватывает неоднородные обстоятельства.

Лишь только в третьем разделе, покинув мир отдельного Я, мы осуществим переход в социальную сферу и тем самым — от понимания самого себя к пониманию другого. Нашей задачей будет отделить понимание собственных переживаний другого от тех актов переживания, которые имеют своим предметом переживание другого, и проследить взаимообусловливающие связи между ними обоими. При этом будет широко использоваться теория знака и обозначаемого, обоснованного и основания и будет дано точное разграничение понятий объективного и субъективного смысла, на которые в отдельных случаях уже указывалось в первом разделе при анализе полагания и истолкования смысла как фундаментальной проблемы понимающей социологии. Следующее отсюда двойственное положение социальных наук как наук о субъективном и объективном смысле будет рассмотрено в кратком экскурсе о всеобщей основополагающей установке человеческого мышления. Лишь только в четвертом разделе мы будем в состоянии на основе анализа понимания другого дать общую картину структуры социального мира, то есть подлинного предмета социальных наук. Основываясь опять же на Вебере, мы подвергнем здесь радикальному анализу понятия социального действия и социального отношения и проясним положения, которые имеются в виду в связи с этими терминами. Тогда обнаружится, что смысловое содержание этих феноменов варьирует в зависимости от того, относится ли оно к сфере окружающего социального мира, мира “современников”, мира “предшественников” или мира “преемников”. Дальнейшей задачей этого раздела, представляющего собой основную часть настоящего сочинения, является исследование всех перечисленных областей социального мира, всевозможных модификаций полагания и интерпретации смысла, связи мотивации и возможностей понимания, присущих им. Предпринятое радикальное различение между окружающим социальном миром и миром “современников” и следующее отсюда конституирование идеального типа, позволяет нам прояснить во всей полноте различие между осмысленной жизнью в социальном мире и осмысленным истолкованием этой самой жизни в социальных науках, выполненное в начале нашего анализа. При этом будет проведено различие предметной области социологии как науки о мире “современников” и истории как науки о мире “предшественников”.

Лишь когда на этом пути достигнуто полное понимание своеобразной структуры мира “современников”, который и является подлинным предметом социальных наук, можно будет перейти к методологическим проблемам этих наук, в частности, понимающей социологии. В последнем разделе этой книги на основе точного определения идеально-типической методологии, полученного в предыдущем разделе, будут проанализированы некоторые основные понятия “понимающей социологии”, в частности, понятия смысловой и причинной адекватности, субъективной и объективной возможности, понятие рационального, и на основе результатов предшествующих исследований будет дана оценка веберовских категорий. Лишь здесь возникает возможность сформулировать наиважнейшие положения о своеобразной предметной области и специфических методах понимающей социологии, которые начаты во вводных исследованиях.

Тем самым замыкается круг проблем и тем; и то, что исходным и конечным пунктом этих размышлений выступает творчество человека, который глубже всех проник в структурные связи социального мира — творчество Макса Вебера, не является чем-то внешним, а, наоборот, заложено в самой сути дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: