В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков

<…>

Система «человеческих отношений» и развитие пове- денческих наук (работы М. Фоллет, Э. Мэйо, Д. МакГрего- ра, Ф. Герцберга и др.) дали возможность научным спосо- бом мобилизовать потенциал работников для повышения производительной силы труда.

Хорошо мотивированный работник является более про- изводительным, а немотивированный или мотивированный

5 Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учеб. пособие. Петрозаводск: ПетрГУ,

2002. С. 75–76.


отрицательно создает проблемы для менеджеров. Положи- тельная мотивация в 20-е, 30-е годы нашего века фактиче- ски позволила добиться прорыва в росте производительно- сти труда. Такое положение способствовало созданию пси- хологически комфортной ситуации в фирме и мобилиза- ции творческого потенциала личности для достижения об- щих целей компании (предприятия). Использование данно- го специфического менеджерского ресурса позволило повы- сить эффективность функционирования организаций.

Управление персоналом, конечно же, – элемент допол- нительных издержек, но, с другой стороны, и важный ре- зерв увеличения результата функционирования организа- ции.

Пока соотношение складывается в пользу положитель- ного эффекта от мотивации работников, менеджеры стре- мятся воспользоваться именно этим менеджерским ре- сурсом. Однако, как известно, возможности человеческо- го организма все-таки ограничены и неизбежно наступа- ет момент, когда положительный баланс «плюсов» и «ми- нусов», получаемых от мотивации, меняет знак на проти- воположный.

Объективно возникает потребность в мобилизации какого-то другого ресурса, который позволил бы добивать- ся роста эффективности функционирования организации. Таким специфическим менеджерским ресурсом становится стратегия фирмы (о возникновении стратегии и стратегиче- ского менеджмента в результате разрешения организацион- ных противоречий в этой работе уже говорилось).

Не секрет, что выработка стратегии – чрезвычайно до- рогостоящее дело, требующее колоссальных дополнитель- ных затрат, связанных с изучением рынка, внешней сре- ды, перспектив технологического прогресса, потребностей и т. д. Однако и «плюсы» использования стратегии более чем очевидны.


Правильно поставленная стратегическая цель и вы- бранные средства ее достижения позволяют: 1) в целом в длительном периоде времени снижать издержки, 2) ра- ционировать производство, 3) добиваться высокой произ- водительности труда, 4) делать понятной и осознанной де- ятельность персонала, мотивируя ее в долгосрочном пери- оде времени, 5) мобилизовать достоинства бюрократиче- ской структуры организации, 6) эффективно использовать основной капитал, 7) грамотно применять новейшие до- стижения научно-технического прогресса, «плюсы» от ис- пользования которых возрастают в более протяженном пе- риоде времени и др.

Общеизвестно, что стратегия «под силу» только круп- ным капиталам. Она требует значительных затрат на выра- ботку и реализацию. «Плюсы» же стратегии в полной мере могут проявиться только при значительном объеме произ- водства компании, которая может сама оказывать опреде- ленное влияние на рынок своего товара.

Первыми в истории, как уже говорилось выше, вос- пользовались достоинствами стратегии крупнейшие аме- риканские гиганты бизнеса «Дженерал Моторз» и «Дюпон де Немур». Это позволило им, помимо собственно реализа- ции достоинств стратегии, решить и проблему треугольни- ка собственность – контроль – управление, преодолеть не- достатки Х-структуры компании. Переход к стратегии свя- зан со структурной перестройкой компании и переходом к М-структуре.

<…>

Нетрудно заметить, что такой менеджерский ресурс, как стратегия, является ограниченным в своем использо- вании. Дав фирме первоначальный толчок в развитии (ро- сте эффективности функционирования организации), он в дальнейшем уже не может постоянно (регулярно) давать возможность получения дополнительных доходов компа-


нии. Следовательно, менеджеры должны искать иные спец- ифические ресурсы, которые бы позволили фирме повы- шать эффективность функционирования организации.

Такими ресурсами становятся маркетинг и финансо- вый менеджмент. Достаточно активно они стали использо- ваться на Западе с 60-х годов нашего века.

Маркетинг, как известно из теории, вполне эффекти- вен (позволяет увеличить сбыт продукции, расширить соб- ственный рыночный сегмент и проч.) в условиях насыщен- ных рынков. Хотя маркетинг возник на несколько десяти- летий раньше (в 30-годы), но только после трансформации на рынках основных товаров, когда изменилось само соот- ношение между спросом и предложением в пользу первого, он стал специфическим менеджерским ресурсом, использо- вание которого позволило при сопоставлении результатов и затрат получать превышение первого над вторым (т. е. по- ложительный эффект в конечном итоге).

Не стоит специально доказывать, что маркетинг – очень недешевое удовольствие для фирмы (исследование рынка, изучение товара, поставщиков, конкурентов, поведения по- требителя, его вкусов и предпочтений и т. д. связан с реаль- ными дополнительными затратами как явными (дополни- тельные бухгалтерские издержки), так и неявными (вме- ненные, трансакционные и проч. издержки)). Источником дополнительных затрат становится и такая специфическая форма маркетинга, как стратегический маркетинг.

Маркетинг как менеджерский ресурс, повышающий эффективность функционирования организации, не исчер- пал себя. Справедливости ради стоит сказать о том, что в на- стоящий момент одновременно используются несколько та- ких специфических ресурсов.

Вообще стоит отметить, что, рассматривая общую ло- гику и историю менеджмента под углом зрения примене- ния специфических менеджерских ресурсов, авторы пре-


красно осознают, что в реальной действительности менед- жеры могут использовать не один, и даже не два из анали- зируемых ресурсов одновременно, а почти все или все. Для нас важно, что существует некая логическая, подтвержда- емая ходом исторического процесса последовательность вовлечения менеджерских ресурсов в конкретный фирмен- ный оборот.

Теоретической основой здесь могут служить несколь- ко, одновременно существующих, менеджерских концеп- ций, например, школы количественного подхода, системно- го анализа, ситуационного подхода. В рамках именно этих теоретических подходов и стоит анализировать такие кон- кретные менеджерские ресурсы, как стратегия, маркетинг, финансовый менеджмент и собственно структура компании (управление структурой).

<…>


<…>



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: