Тема 2.1. Общие положения об авторском праве

(продолжительность: 6 ч.)

Вопросы

1. Понятие авторского права. Принципы и значение авторского права.

2. Источники авторского права.

3. Произведение и его признаки. Объекты, на которые авторское право не распространяется.

4. Виды объектов, охраняемых авторским правом.

5. Субъекты авторских прав. Соавторство и его виды.

6. Авторские права, их содержание.

7. Права интеллектуальной собственности на объект, созданный по заказу, и в связи с выполнением трудового договора.

8. Понятие и способы использования произведения с согласия автора.

9. Исключения и ограничения в имущественных правах автора.

10. Срок действия авторских прав. Последствия прекращения действия авторских имущественных прав.

11. Договоры в сфере распоряжения имущественными авторскими правами.

12. Защита интеллектуальных авторских прав. Способы и средства гражданско-правовой защиты авторских прав.

Задачи

1. Группе студентов было поручено подготовить презентацию юридического факультета. При подготовке к работе было решено написать и исполнить песню, посвященную юрфаку. Сергей написал стихи. Виктор, имеющий музыкальное образование по классу фортепиано, написал музыку. На торжественном мероприятии песня была исполнена Викторией. Данное произведение произвело впечатление на руководство факультета, в результате было принято решение считать данное исполнение официальным гимном юридического факультета.

Какой объект интеллектуальных прав возник в результате данной работы? У кого и какие права возникли в отношении такого объекта?

2. Индивидуальный предприниматель Иванов (Режиссер) заключил с обществом с ограниченной ответственностью Продюсерский центр «Ромашка» (Продюсер) смешанный договор, предмет которого являлись: 1) оказание возмездных услуг режиссера-постановщика на съемке 12-ой серии сериала «Богатые и бедные» (далее по тексту - Фильм), 2) передача Режиссером Продюсеру исключительных прав на Фильм, в том числе прав на распространение, публичный показ и распространение в эфир. В акте приема-передачи оказанных услуг по договору было указано, что услуги режиссера-постановщика оказаны при съемке 12-ой серии сериала.

В дальнейшем Иванов обратился в арбитражный суд с иском к Продюсеру о выплате компенсации за нарушение исключительных прав в связи с поступлением в розничную продажу DVD-дисков с 10-ой и 11-ой сериями Фильма, для которых Режиссер снял отдельные эпизоды и участвовал в монтаже указанных серий. Исковые требования Режиссер основывал на том, что он передал Продюсеру исключительные права только в отношении 12-ой серии, поэтому для распространения 10-ой и 11-ой серий Фильма Продюсер должен был получить отдельное согласие Режиссера.

Каков предмет договора, заключенного между Режиссером и Продюсером? Дайте оценку исковым требованиям Режиссера к Продюсеру. Имеет ли возможность Режиссер заявить другие претензии к Продюсеру?

3. Общество с ограниченной ответственностью «Проектная фирма «Радиус» (Проектировщик-1) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВИП-Проект» (Проектировщик-2) о взыскании компенсации (8 млн. рублей) в размере двукратной стоимости проекта строительства жилищного комплекса «Позитивный дом», разработанного Проектировщиком-1. Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, общество с ограниченной ответственностью «Строитель без проблем» (далее по тексту - Заказчик).

Судом установлено, что между Заказчиком и Проектировщиком-1 был заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству жилищного комплекса «Позитивный дом». По условиям договора Заказчик вправе осуществить строительство объекта, при этом исключительные права на результат работ Заказчику не передавались.

Проектные работы по указанному договору были полностью выполнены и Заказчик в установленном порядке начал строительство объекта. Через некоторое время Заказчик обратился к Проектировщику-1 с просьбой изменить проект в целях увеличения этажности жилищного комплекса. Проектировщик-1 ответил отказом, полагая, что такое изменение сделает объект аварийно-опасным.

Однако Заказчик заключил с Проектировщиком-2 другой договор на изменение проекта, разработанного Проектировщиком-1, и после оформления документов продолжил строительство объекта в соответствии с уже измененным проектом. При этом Проектировщик-1 не давал согласия на изменение проекта ни Заказчику, ни Проектировщику-2. В отзыве на иск Проектировщик-2 просил суд требования Проектировщика-1 отклонить полностью в связи с тем, что надлежащим ответчиком по иску, по мнению Проектировщика-2, является Заказчик, так как именно последний должен был получить разрешение от первоначального проектировщика на изменение проекта, что подтверждается тем, что между Проектировщиком-2 и Проектировщиком-1 отсутствуют какие-либо договорные отношения. Кроме того, Проектировщик-2 считал, что после замены ответчика Заказчик может нести ответственность лишь в части стоимости проекта, так как проект строительства – это сложный многосоставный документ, в котором есть разделы, на которые законодательство об исключительных правах не распространяется. Например, таковыми, по мнению Проектировщика-2, являются сметы, технические описания, указания на инженерное оборудование и сети, различные расчеты и другие аналогичные документы.

О каком объекте интеллектуальной собственности идет спор? Кому принадлежат исключительные права на спорный объект? Каково содержание исключительных прав? Оцените правомерность и обоснованность доводов Проектировщика-2.

4. Юрист Петров (Работник) в течение 2010 года работал в обществе с ограниченной ответственностью Юридическая фирма «Независимые юристы» (Работодатель). В функциональные обязанности Работника входили защита прав и законных интересов клиентов Работодателя в судах, разработка юридических заключений для клиентов, составление судебных (процессуальных) и иных документов. Работник успешно защитил в арбитражном суде по важному спору интересы клиента Работодателя – общества с ограниченной ответственностью «Инвестиции в будущее». Правовая позиция и судебные документы по указанному спору были разработаны и составлены при непосредственном и активном участии Работника. В этом же году Работник по материалам судебного спора издал в известном юридическом журнале статью, текст которой не повторял судебные документы, разработанные Работником по указанному судебному делу. Обстоятельства арбитражного спора приобрели широкую известность.

Другая юридическая фирма в 2011 году предложила Работнику заключить выгодный контракт. Условия контракта Работник принял и перешел на работу в другую фирму. В этом же 2011 году Работодатель издал рекламный буклет, содержащий большой текст, посвященный вышеуказанному успешному арбитражному спору, который более чем на 2/3 повторял без ссылок на автора статью Работника, изданную в 2010 году, то есть в период, когда Работник работал в прежней юридической фирме. На письменную претензию Работника о несакционированном использовании его статьи, Работодатель ответил, что статья является служебным произведением, поскольку была написана Работником в период исполнения им трудовых обязанностей у Работодателя, а также по материалам судебного дела, которое касалось защиты прав и законных интересов клиента Работодателя.

Насколько правомерен и обоснован ответ Работодателя на претензию Работника-2? Обоснуйте позицию Работника.

5. Программист Петров создал компьютерную голосовую («говорящую») программу. Петров записал новогоднее стихотворение, часть которого прочитала (исполнила) компьютерная программа, а другую часть стихотворения исполнил шестилетний сын программиста. Петров разослал запись стихотворения в качестве новогоднего поздравления своим друзьям и знакомым.

Предприниматель Сидоров, друг Петрова, создал и выпустил в продажу звуковую («говорящую») новогоднюю открытку с записью указанного новогоднего стихотворения в исполнении компьютерной программы и сына Петрова, которая стала пользоваться большой популярностью на предновогодних распродажах.

Петров обратился в суд с исковыми требованиями от своего имени как автора компьютерной программы и от имени своего шестилетнего сына о прекращении распространения открыток и уплате компенсации, поскольку он не передавал Сидорову каких-либо исключительных прав на исполнение стихотворения компьютерной программой (автором которой он является) и своим сыном.

Может ли Петров как автор компьютерной программы быть обладателем исключительного права на исполнение стихотворения этой программой? Может ли обладать исключительным правом на исполнение стихотворения шестилетний сын Петрова?

6. Однажды граждане К. и М. зашли в ресторан «Черная кошка». В этом ресторане вся обстановка напоминала место жительства банды«Черная кошка» из кинофильма«Место встречи изменить нельзя», на стенах ресторана висели портреты героев фильма. Граждане К. и М. увидели в ресторане и свои фотографии, т.к. снимались в этом фильме. Они подали иск в суд на нарушение права на неприкосновенность их произведений, в качестве которых выступают созданные и сыгранные ими образы героев, которые запечатлены на фотографиях.

Правомерны ли заявленные требования?

7. Киностудия решила снять фильм по повести М. На какие способы использования киностудия должна заключить договоры?

8. ЗАО, являющееся производителем туристических буклетов и путеводителей, обратилось в арбитражный суд с иском к музею-заповеднику о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на картографическое произведение, представляющее собой карту территории заповедника с нанесенными на нее достопримечательностями. По мнению истца, ответчиком издается и распространяется в переработанном виде карта заповедника, права на которую принадлежат истцу.

Из получившего оценку суда экспертного заключения следует: карта истца и карта ответчика различаются внешним видом и авторским стилем и созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации.

Каким будет решение суда?

9. ООО «Эра» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя компенсации за нарушение исключительного права на распространение программы для ЭВМ. Ответчик просил в удостоверении искового требования отказать ввиду отсутствия вины в своих действиях.

Как следует из материалов дела, истец является обладателем исклю-чительных прав на указанную программу для ЭВМ. Ответчик отсутствие вины в своих действиях не доказал.

Вправе ли истец требовать взыскания компенсации вместо причи-ненных убытков? Будет ли удовлетворен иск ООО «Эра»?

10. Управление Октябрьской железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзалов г. Санкт-Петербурга». Составитель расписания движения поездов с Балтийского вокзала Федорова обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права. Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.

Какое разъяснение должно быть дано по этим вопросам? Какие требования предъявляются законом к объекту авторского права?

11. Российское издательство опубликовало перевод известного романа английской писательницы Р. Спустя год на книжном рынке появилась повесть писателя Е., персонажи и сюжет которой практически совпадали с персонажами и сюжетом романа английской писательницы. Кроме того, известное сходство явно просматривалось в названиях произведений и даже именах действующих лиц.

Между студентами юридического факультета возник спор о том, нарушены ли писателем Е. и издательством, выпустившим в свет его повесть, авторские права английской писательницы. Одна группа студентов доказывала, что простое заимствование сюжетной линии не образует нарушения авторского права, а персонажи художественного произведения и их имена вообще не охраняются авторским правом. Другая группа студентов усматривала в действиях писателя Е. завуалированный плагиат и желание нажиться на чужой популярности.

Каково ваше мнение по данному вопросу? Какие элементы произведения пользуются правовой охраной, и какие могут использоваться свободно любыми заинтересованными лицами?

12. Два автора создали рисунки, которые были использованы при выпуске головных платков. Авторы потребовали от администрации предприятия заключения с ними договора на использование их рисунков, ссылаясь на то, что на все произведения, в том числе и созданные в порядке служебного задания, авторское право принадлежит самим авторам.

Администрация предприятия отвергла требования авторов, указывая на то, что в трудовом договоре прямо записано, что право на использование всех творческих результатов труда авторов принадлежит работодателю. Кроме того, администрация считает, что в данном случае авторами созданы промышленные образцы, а не произведения, охраняемые авторским правом.

Кто прав в этом споре? Каковы права авторов служебных произведений? Какие произведения считаются выполненными в порядке служебного задания?

13. Мурманское книжное издательство заключило с автором Бургерминистровым договор об издании монографии «История Заполярья». Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Благонравову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.

Кого считать автором выпущенной в свет доработанной монографии?

14. По заказу телевидения Придворов и Гладкова сделали перевод ряда неохраняемых произведений иностранных авторов на русский язык. Между переводчиками и телевидением возникли разногласия по поводу выплаты вознаграждения и дальнейшего использования переводов. Телевидение полагает, что поскольку сделаны переводы неохраняемых произведений, постольку переводы тоже не являются охраняемыми. Кроме того, вообще сомнительно, что перевод может носить творческий характер. Поэтому телевидение готово рассчитаться с переводчиками как за техническую работу, т.е. как за «подстрочный» перевод. Что же касается дальнейшего использования переводов, то они подлежат свободному использованию, и в крайнем случае на их использование может быть получена лицензия у РАО. Переводчики обратились за консультацией в РАО.

Какая должна быть дана консультация по возникшим вопросам? В чем выражается творческая работа переводчика? Отражается ли на охране перевода то обстоятельство, что он может быть сделан с охраняемого и неохраняемого произведения? При каких условиях РАО выдаст лицензии на использование произведений авторов?

15. Авторы учебного пособия «Классическая механика» заключили договор с издательством, не указав в договоре срока выпуска произведения в свет и срока действия договора. По истечении года со дня передачи издательству рукописи авторы поинтересовались, когда же их пособие будет выпущено в свет. Не получив определенного ответа, они передали данное пособие другому издательству, оговорив срок издания. Договор с первым издательством они обещали расторгнуть. Когда авторы сообщили издательству о расторжении договора, издательство им ответило, что поскольку срок в договоре не предусмотрен, это означает, что права на данное пособие переданы издательству навсегда, и создатели пособия больше никакими авторскими правами не пользуются.

Кто в этом споре прав, и как он должен быть разрешен, если авторы обратятся с иском в суд? Каковы существенные условия авторского договора? В чем различие между авторскими договорами о передаче исключительных и неисключительных прав?

16. Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании учебника по физике. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан другому частному издательству. Авторы установили, что рукопись вторым издательством была утеряна. Когда рукопись все-таки нашли, выяснилось, что глава, написанная умершим автором, была заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учебника.

Авторы интересуются: 1) вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника другому издательству? 2) к кому и какие требования они могли бы предъявить в связи с утратой рукописи? 3) как следует оценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора?

Ответьте на эти вопросы.

17. Начинающий автор Песняков опубликовал свое произведение «Адский рейд» на страницах районной газеты. Произведение было опубликовано под псевдонимом Генри Д. Престон. Через некоторое время Песняков обнаружил издание его «Адского рейда» в серии «Шедевры мировой фантастики» (Генри Престон «Адский рейд», Гордон Диксон «Дикий волк», Стефан Вуд «Одиссея под контролем», Эдмонд Гамильтон «Молот Валькоров»), выпущенной в свет петрозаводским издательством «Лик». Позже было установлено, что московское издательство «Пилигрим» напечатало повесть Преснякова в сборнике «Мифы Вселенной», указав, что перевод с английского выполнял С.А. Тереженко. Наконец, в Эстонии повесть Песнякова переименовали в «Пятнадцать отважных» и автором указали известного английского фантаста Морфея Лейнстера.

Какие допущены нарушения прав автора и каковы меры их защиты?

18. В РАО поступило заявление от автора романа. В заявлении указывалось, что концертная организация без согласия автора переработала роман в литературную композицию для публичного исполнения с эстрады. Исполнение литературной композиции состоялось уже дважды. Узнав об этом, автор романа категорически запретил дальнейшее использование данной композиции, так как чтецы используют произвольно взятые из произведения куски детективного плана, не думая о содержании романа, об основных образах и мыслях автора.

Концертная организация считает, что она не допустила нарушения каких-либо прав автора романа, так как использует отрывки из романа без их изменений. Роман для того и опубликован, чтобы все могли его свободно читать (целиком или частями - это дело читателя).

Допущены ли в данном случае нарушения прав автора? Если допущены, то каковы способы их защиты?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: