В данном разделе предлагали игровые занятия и упражнения, которые помогают ребенку понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого учим детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. В процессе занятий решались следующие задачи:
• выяснить, что значит для ребят дружба, кого они считают своими друзьями;
• воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание поддержать друга, заботиться о нем;
• развивать психологический контакт между детьми;
• показать детям, что с помощью мимики можно установить контакт, подружиться друг с другом;
• учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций;
• показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;
|
|
• учить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только вербальные способы, но и жесты.
На игровых занятиях по теме «Давайте дружить» дети учились анализировать конкретные ситуации, обсуждали поступки и характеры героев.
Беседовали по содержанию пословиц о дружбе и друзьях: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями», «Там, где дружат – живут, не тужат» и др.
Большое значение придавалось умению детей выражать дружеские чувства, симпатию, сочувствие к окружающим. Для формирования потребности в общении со сверстниками использовали игры из программы «Азбука общения» Шипициной Л.М.: «Мы разные», «Не забывай о товарищах» и др.
Для активизации личностных контактов включали чтение и обсуждение художественных произведений нравственно-этического содержания: В. Осеева «До первого дождя», «Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища» и др.
Тематика занятий: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений», «Дружба крепкая не сломается», «Мы поссоримся и помиримся», Ярмарка игр и др.
Много внимания уделяли воспитанию вежливости, знакомству с различными формами вежливого обращения друг с другом и с взрослыми. Дети упражнялись в умении вести доброжелательную беседу по телефону: игры «Телефонный разговор», «Испорченный телефон». Знакомились с правилами поведения, принятыми в обществе. Дидактические игры и упражнения «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты» учили детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить им хорошее, приятное.
Организацию работы осуществляли в соответствии с перспективным планом (Приложение 3).
|
|
Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. Специально организованных занятий по формированию социально-коммуникативных навыков не проводилось во избежание перегрузки и утомления детей.
Так, например, в начале занятий включали приветствия:
· “Мое имя”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя.
· “Запомни имя”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч называет свое имя и имена предыдущих игроков.
· “Я умею”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: “Никто не знает, что я …..(умею, люблю, знаю и т.д.)”
Окончание занятия:
· Мне пригодится”. Дети говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии.
· “Мое настроение”. Дети встают в круг и по очереди говорят, с чем можно сравнить их настроение.