Афазии

Высшие психические ф-ии

Высш мозг ф-ии (корковые),тк наруш когда поврежд кора,но и при наруш подкорковых структур

1.реч. 2.спос-ть целенаправленного действия(праксис), 3.способность узнавать прост и сложн предм(гнозис) 4.способ читать,писать-графия,считать-калькулия и тд

Мышление интелеллект:память,спос-ть логич размышлять (ассоциативное мышление)+интуитивное ч-во,ч-во дистанции,дипломатичность

Ф-ии осущ б-ря содействию 3 основных блоков(Лурий):

I.лимбико-ретикул комплекс -осущ оптимальн ур-нь бодроствования для той или иной д-ти

*ретик формац ср мозга поддерж состоян активизации коры гол м и тонизируеткл-ки гол м *миндалина(эмоц сторона) *стр-ра гипокампа (эмоц,память,интегративное обеспечение + тесно связ с вегет нс(спо-ть ретик форм отправлять импульсы с опред частоте)]оптим ур-нь памяти,внимания,бодроствования)

При пор-ии лимб тела чел-к в состоянии акинетического мудизма от чел ничего не добъёшься. Кофеин – д-ет на ретик формацию #память. Транквилизаторы и др $ пам.

II. рецепция инф-я (позади Роланд бор-ды:темен,зат,вис доля)-восприятие,интерпритация,синтез внеш мира

*Первичная проекционная зона – центр отд ядер анализ-ов,происходит анализ раздражителей(зрит-зат доля, вкус-нижневисочн изв, слух-средневисочная, обон-uncus)

*Вторичн ассоциат поля – переф отд ядер анализ,расп в окр-ти первичных полей. Происходит более детальная обработка поступившей инф-ии(верх и нижн париент дольки, задн части вис доли, верхн вис изв-на)

*Третичн ассоц поля – расп в обл взаимного перекрытия анализаторов(интерпритация и синтез ощущений в опред образ – цел представление окр среды) нах в височно-теменно-затылочной и лобной зоне

III.Лобная доля – моторный акт

-вып-е более сложн двиг актов,связ с обученностью (писать рукой,говорить и тд)

Втор ассоц обл (ср,нижн лобн дольки),трет ассоц обл (связ с построением общего образа)

Афазии.

-нарушение речи при норм работе артикуляционного ап-та

Речь: - экспрессивная (сам выражает свои мысли с пом-ю слов и письма 3блок) – импрессивная (понимние устн и пис речи 2блок)

Виды афазии:1) моторная афазия (афазия Брока)

Лок-я: зона пор задн нижн отд нижн лобной изв лев полуш

Спонтанная речь:нарушена,представл персевирациями (повторениями)в тяж случае – слога,речь лишена глаголов – телеграфный стиль

Автоматизирован речь: относительно сохранена и представлена словесными эмболами (саще ругательства)

Повторная речь:просим перейти с одного слога на др(папа,мама),перейти с 1 слога на др(параход),сложн слово(индустриализация)

Понимание речи:сохранно

Номинативная ф-я речи(названия):страдает пропорционально тяжести з-я

Примечание: страдает кинитическая основа речь (б-ой не м перейти с одного слога на др). Аграфия,алексия

2)сенсорная (зона Вернике)страдает различие смысла различн фонем сходных по образованию и различн смыслу

Лок-я: средн и задн отд верхн височн изв лев вис доли

Спонтанная речь: наруш,б-ой говорлив и сам не понимает что говорить,словестный салют с тяж случ, реже литеральные и вебральные парапастии(лит-заменяет 1 букву на др,вебр-заменяет 1 слово на др)

Автоматизирован речь: нарушена

Повторная речь: повтор слова,где надо отлич фонем (замок,замок)

Понимание речи: нарушено

Номинативная ф-я речи: пропорц тяжести

Примечание: Аграфия,алексия

3)Амнестическая афазия:

Лок-я:задняя височная доля

Спонт речь, Автомат,Повторная,Понимание речи норма

Номинативная ф-я речи:Страдает(б-ой знает предмет,может описать,сказать для чего исп,но не может назвать)подсказать букву или слог

Примечание:может сочетатся с амнезией

4)семантическая в основе наруш пространственного синтеза

Лок-я: пор-е угловой извилины

Спонтанная речь по типу красноязычия,страдает понимание длинных и сложных фраз

Автоматизир,повторная речь,Понимание речи

Номинативная ф-я речи норма

Примечание: наруш пространственного праксиса,н-р нарисовать круг под квадратом

5)динамическая

Лок-я: пор префронтальные отделы лобн доли, наруш программа построения

Спонтанная речь красноречие,лобная психика,регуляторная атаксия страдает

Автомат,повт речь,Поним речи, Номин ф-я речи норма

Алексия – растр-во чтения и понимание прочитанного.

Аграфия – утрата способности правильно писать при сохранении двигат ф-ии верхней конечности.

Мутизм – отсутствие речевого общения у б-го при сохранности речевого аппарата(при неврозе,истерии, шизофрении)

Алалия – системное недоразвитие речи, возникающее в рез-те поражения корковых речевых зон в возрасте до 3 лет

Дизартрия – расстройство артикуляции при кот мб обусловлено центральным (двусторонним) или переф параличом речедвиг ап-та,пораж мозжечка, стриопалитарной системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: