Задания
1. Можно ли в нынешних условиях вести речь об устойчивой правовой системе? Ответ обоснуйте. Что вы понимаете под устойчивостью, устойчивым развитием?
2. Какие изменения произошли в правовой системе России за последний период? Каковы по вашему причины таких изменений?
3. «И право, и законодательство обладают функциональной общностью, выступая как средство регуляции и саморегуляции общественных отношений. Однако эффективное осуществление этой функциональной задачи, столь важной для устойчивости общественного развития страны, возможно лишь при условии их системности»[28]. Согласны ли вы с высказыванием автора? Что вы понимаете под термином «саморегуляция»?
4. Б. А. Осипян пишет, что «действующая система в той или иной мере должна обладать свойствами самосовершенствования и саморегуляции, прямыми и обратными связями между всеми своими составными частями»[29]. Прокомментируйте данное высказывание. Каким образом можно этого достичь? Каким образом это можно связать с устойчивостью развития?
|
|
5. «В философской науке различают системы органичного и суммативного вида. Свойства последних представляют собой простую сумму свойств образующих систему элементов. Что касается органичных систем, то для признания их системного характера недостаточно наличия у них любого множества элементов, выполняющих определенные функции. Необходимо, чтобы они представляли собой целостные образования, обладающие элементами и структурой, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под влиянием внешней среды»[30]. К какому типу указанных систем, по вашему мнению, можно отнести право и законодательство? Какая из систем органичного или суммативного вида обладает большей устойчивостью?
6. «…нарушение соответствия между статикой (статистической совокупностью) и динамикой законов, их действием в качестве регуляторов общественных отношений приводит к серьезным негативным последствиям как на индивидуальном, так и на социальном уровнях жизни»[31]. Проанализируйте данное высказывание. О каких негативных последствиях может идти речь?
7. Дайте определение следующим терминам, раскройте их соотношение:
– личность;
– гражданин;
– общество;
– правовая личность;
– гражданское общество;
– гражданственность;
– член общества;
– гражданская личность;
– человек;
– нация;
– народ;
– цивилизация.
8. Возможно ли обучиться гражданственности? Если да, то какие средства, методы и процедуры необходимы для этого?
ТЕМА 11. Проблемы формирования права и государства.