Теоретическая часть

Научное исследование – технологический процесс производства знаний. Все этапы этого процесса имеют жесткие стандарты, соблюдение которых обеспечивает качество результата - достоверность знаний.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Если в науке главная цель – получить новые знания, то в образовании цель исследовательской деятельности в том, чтобы обучающиеся приобрели функциональные навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции обучающегося.

Таблица 1 – Классификация учебных письменных работ

Название группы Характеристика группы Категория работы
Творческие работы Сочинения, описания на заданную тему, критические заметки Не подпадают под понятие научно-исследовательских работ
Реферативные работы Проработка автором большого количества статей, монографий, если присутствует анализ и обработка представленного материала Литературный обзор или информационный обзор (часть научной работы) Теоретическая научная работа
Отчеты о проделанной работе Содержат фактический материал без обработки и без систематизации собранных данных Часть научной работы
Учебно-исследовательские работы Содержат обязательные элементы научного исследования – постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение результатов Научная работа, выполненная обучающимся под постоянным контролем педагога. Результаты работы известны преподавателю заранее.
Научно-исследовательские работы Научная работа, предполагающая большую самостоятельность автора. Результаты работы не известны преподавателю заранее

Научно-исследовательская работа – это исследование по узкой теме, с привлечением не только научной литературы, но и документальных источников, как опубликованных, так и не опубликованных, данных полученных в результате проведения собственных исследований. Научно-исследовательская работа предполагает введение в оборот каких-либо новых документов, фактов, теорий, доказанных фактами и т.п.

С чего начать научно-исследовательскую работу? Предлагаются следующие этапы написания научно-исследовательской работы:

1 Первое, что необходимо сделатьнайти проблему.

Проблема – дефицит знания. Проблема – это вопрос, ответ на который должен быть получен в результате исследования.

Научные алгоритмы поиска проблемы:

– Поиск пробела. Определите интересную тему и изучайте литературу, рано или поздно Вы найдете вопрос, ответа на который нет в литературе, и который Вас заинтересует.

– От практической проблемы. В основе любой практической проблемы лежит недостаток знаний, который можно выявить и восполнить.

– От нового факта. Сложный способ, поскольку требует знания самых последних исследований в избранной области. Открытие нового факта в мировой науке (нового медиатора, нового гормона, нового механизма) дает возможность провести исследование высокого уровня.

Разработка проблемы.

Проблему надо верифицировать, т.е. уточнить, является ли найденная Вами проблема проблемой вообще (дефицит знания) или проблемой лично для Вас (дефицит Вашего образования). Метод верификации – поиск ответа в литературе.

Должная ли быть проблема юношеской работы действительно новой?

Версия 1. Да, работа должна получать принципиально внове знание.

Версия 2. Нет, в студенческой работе может быть получено знание, которое уже было ранее получено кем-то.

Повторите классический эксперимент в новой интерпретации - получится отличная работа!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: