Кто должен искать проблему?

Подход 1. Задачи формулирует руководитель, автор работы (обучающийся) выполняет практическую часть работы.

Подход 2. Автор работы (обучающийся) сам ищет проблему, сам ставит задачу, сам планирует исследования и корректирует эти элементы по ходу выполнения работы. Преподаватель исполняет роль консультанта.

2 Далее определить тему – название должно быть лаконичным и отражать суть проблемы.

Таблица 2 – Типичные ошибки в определении темы работы

Примеры названий научных работ Виды ошибок
Дорога бога Ра. «Что в имени тебе моем». Краски земли моей. Метафорические названия, не научные
Культура Японии. Головные уборы. Слово о полку Игореве. Слишком общее название  
Ценности человеческой жизни. Православная церковь на Лидчине в 19 веке. Проблемы нет, не понятно, какую задачу будет решать работа  
Влияние химических веществ на здоровье человека. Экологическая ситуация в городе Лида. Русская классика в творчестве белорусских писателей. Слишком глобальные проблемы (каких веществ, какие параметры здоровья будут исследованы, какого возраста люди, какие экологические показатели, с какой целью, каких писателей)
Продолжение таблицы 2  
Примеры названий научных работ Виды ошибок
Цветочно-декоративные растения на приусадебных участках. Демографическая ситуация в средней школе. Изучение лишайников окрестностей средней школы. Отсутствует научная составляющая, предполагается простая паспортизация (растений, демографических показателей)  
Влияние фитонцидов лука и чеснока на рост и развитие плесневых грибов Исследование механических свойств полиэтилена. Использование целочисленной арифметики в программировании. Изучение частоты морфологических мутаций у мухи дрозофилы под влиянием химических мутагенов. Ошибки отсутствуют. Отражена направленность, объект и предмет исследования

От правильной формулировки темы зависит успех всей работы. Название работы должно четко отражать суть работы (соответствовать ее содержанию) и отражать поставленную проблему. Проблема должна быть сформулирована четко, в терминах определенной науки и должна однозначно определять вопрос, ответ на который должен быть получен в результате научного исследования. Правильно сформулированная тема должна включать направленность, объект и предмет исследования.

Для формулировки темы можно использовать конструктор названий научных работ (таблица 3).

Таблица 3 – Конструктор названий научных работ

Направленность Объект исследования Предмет исследования
Решение задачи… технологии… в условиях…
Разработка… теории… с учётом…
Изучение… практики… для (чего?)
Продолжение таблицы 3    
Направленность Объект исследования Предмет исследования
Обоснование… проектирования… за счёт (чего?)…
Улучшение… способа… от (чего?)…
Возможности… устройства… с использованием…
Исследование… зависимости…  
Проблемы… структуры…  

Выбирая тему исследовательской работы, необходимо исходить из её актуальности, учитывать наличие источников и литературы.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Формулировка темы должна быть конкретной. Рекомендуется избегать тем, которые охватывают крупные области для исследования, например «Зарубежный опыт ювенальной юстиции в контексте реформирования российского ювенального законодательства», так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь имеющийся материал.

3 Определить объект и предмет исследования.

Объектом исследования может быть технологический процесс, явление, конструкция, которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (т.е. предмет входит в объект исследования), те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

Например:

– тема научной работы «Исследование механических свойств полиэтилена», объектом исследования является полиэтилен, предметом исследования – механические свойства полиэтилена. Направленность работы (цель работы) – исследование (исследовать);

– объект исследования: полевые растения; предмет исследования: ромашка полевая;

– объект исследования: семейство грызунов; предмет исследования: крыса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: