Заключение о причинах катастрофы Як-42Д в Ярославле

В результате проведенного анализа всех обстоятельств, исходя из данных имеющихся в материалах расследования МАК, установлено, что катастрофа самолета Як-42Д 7 сентября 2011 г. в а/п Туношна г. Ярославль наиболее вероятно произошла по следующим причинам:

- основным фактором который препятствовал первой попытке подъема передней стойки явилось значительное несоответствие выставленного стабилизатора фактической передней центровке которая составила около 18-19 % и которой соответствует положение стабилизатора около 11,5 градуса, а вследствие незнания экипажем фактической загрузки и центровки - стабилизатор был в положении 8,7 градуса соответствующем центровке 24,7 %

- неисправная передняя стойка вызывала боковой увод, что приводило к необходимости применения раздельного торможения, что вызвало появление пикирующего момента от тормозящей силы дополнительно препятствующего подъему передней стойки, который при первой попытке подъема стойки практически не создавал существенного препятствия ее подъему, и даже при дальнейшем его увеличении оказываемое влияние на неподъем стойки было значительно ниже фактора несоответствия стабилизатора передней центровке

- возникновение на разбеге разногласий в экипаже - КВС после неподъема стойки решает продолжить взлет, 2П не подчиняется КВС и решает взлет прекратить, для чего применяет максимально возможное торможение величиной 8050 кгс и осуществляет сброс РУД на малый газ.

Торможение величиной 8050 кгс приводит к существенному увеличению пикирующего момента и становится преобладающим фактором препятствующим подъему передней стойки, что приводит к выкатыванию за пределы ВПП. Далее перекладка КВС стабилизатора на кабрирование увеличивает кабрирующий момент, а сброс РУД на малый газ 2П уменьшает пикирующий момент от двигателей, в результате происходит подъем стойки и далее отрыв, но вследствие резкого исчезновения пикирующего момента от тормозящей силы, а также для предотвращения столкновения с курсовым радиомаяком, происходит заброс по тангажу с выходом на большие углы атаки, далее столкновение с курсовым радиомаяком вызывает повреждение левого крыла что вызывает нарушение нормального обтекания и срыв потока с него, а отклонение элеронов против крена только усугубляет ситуацию так как увеличивает угол атаки левого крыла, в результате развивается сваливание на левое крыло выход из которого на малой высоте невозможен, самолет сталкивается с землей и разрушается.

Установить достоверно причину незнания экипажем фактической загрузки и центровки в данном отчете не имеется возможности, но учитывая естественную заинтересованность экипажа в знании фактической загрузки и центровки - ведь они не самоубийцы, наиболее вероятно что какие-то внешние обстоятельства помешали экипажу выполнить обязательные процедуры, а исходя из совокупности всех обстоятельств и факта невзвешивания багажа наиболее вероятно что это произошло вследствие спецрежима установленного в а/п Туношна на период проведения форума.

В связи с вышесказанным, в целях выяснения всех причин катастрофы необходимо принять меры к максимально подробному и точному установлению всех обстоятельств загрузки самолета и возможности контроля этого процесса экипажем, а также установить истинные причины невзвешивания багажа, провести экспертизу передней стойки и записи переговоров, осуществить контроль состояния автоматов защиты и выключателей управления передней стойки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: