Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами

1. Тема, цели и задачи урока.

2. Структура урока и его психологическая целесообразность.

II. Психологическая оценка содержания урока

1. Каково качество учебного материала на уроке (описательный или объяснительный, степень наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности)?

2. Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции он может вызвать?

3. Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности учеников, их жизненному опыту и уровню знаний?

4. Как учитель делает сложную учебную информацию доступной восприятию школьников данного возраста, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, ис­пользование наглядных средств, связь с жизнью)?

5. Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и т. д.)? Насколько оптимально учитель реализует его воспита­тельные возможности?
III. Проявления познавательной деятельности учащихся на уроке и управление ею
1. Организация внимания.
1). Пути организации внимания на всех этапах занятия (просьба к учащимся быть внимательными, подчеркивание значимости проводимой работы, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.).
2). Виды внимания (природное и социально обусловленное внимание,
непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание), имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.
3). Способы переключения внимания учеников с одной работы на другую.
В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?

2. Организация восприятия (восприятия зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и пр. – по видам ощущений; восприятие непреднамеренное и преднамеренное; непроизвольное и произвольное (наблюдение) – по степени активности; обычное и сложное восприятие; восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения – по особенности существования объекта и т.д.).

3. Что является объектом восприятия учеников (восприятие реальных предметов, восприятие их изображений в виде рисунка, географической карты и пр. наглядных средств, восприятие устной и письменной речи: речи учителя, отвечающих учеников, текста учебника)? Качество материала восприятия. Использование наглядных средств, их функция на уроке. Осмысленность восприятия учебной информации.

4. Активизация памяти и ее развитие.

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах занятия? Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая)?
Какие приемы лучшего запоминания излагаемых сведений использовал учитель (постановка цели – запомнить, установка на длительное запоминание – кратковременная, долговременная и оперативная память, логическая обработка материала, нумерация, установление различного рода ассоциаций – мнемонические приёмы: рифма и ритм («Цыган на цыпочках сидит и „цыц“ цыпленку говорит»), создание аббревиатуры (акроним) по начальным буквам слов, фразы с соответствующими начальными буквами: цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»; расположения предметов в знакомом пространстве и т.д.)?
Как проявились у отдельных учащихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?
4. Активизация мыслительной деятельности школьников.
Как учитель формировал научные понятия у учащихся? Как при этом использовал наглядные средства?
Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения вырабатывал?
Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учеников к усвоению тех или иных понятий и суждений? Использовался способ построения текста по аналогии, исторический (хронологический) и др.?
Вызвал ли учитель у школьников потребность в усвоении данных понятий (раскрыл их теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?
Каковы уровни усвоения понятий, проявленные учащимися на уроке, и ошибки при определении понятий?
Как учитель активизировал самостоятельное творческое мышление школьников? Отличался ли урок проблемным построением? Какими путями создавались проблемные ситуации? Были ли ученики активны в поиске ответа?
Какие конкретные мыслительные действия самостоятельно производили учащиеся, для того чтобы найти решение поставленной проблемы (проанализировать один пример)?
В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития; наличие необходимых знаний и умений; количество школьников, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос)?
Обучал ли учитель детей уже готовым приемам рационального мышления, давал ли предписания алгоритмического типа и как он вводил их?
Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?
Какова логика рассуждений учащихся и их ошибки?
Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение школьников?
5. Как осуществлял учитель учет индивидуальных осо­бенностей учеников?
IV. Организация учителем обратной связи
1. На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?
2. Какие уровни усвоения знаний учащимися можно выявить на уроке?
2. Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
4. Как воспринимали ученики полученные на уроке оценки?
5. Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т. е. как он перестраивал свою деятельность в зависимости от обратной информации?
V. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке
1. Воспитательное воздействие личности учителя: его внешности, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение детей к нему. Эмоциональный климат урока.
2.Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.). Отношение ребят к этим требованиям.
3. Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.
4. Как учитель обучал технике учебной работы (как слушать объяснение, делать записи, моделировать условия задач, работать с книгой, находить способы реше­ния, контролировать самого себя и т. д.), т. е. как он учил детей учиться?

VI. Общая оценка результатов урока

Оценивая урок, необходимо определить, достигнуты ли его цели и по каким психологическим показателям можно судить об этом. Здесь нужно учесть уровень усвоения знаний и навыков, общую активность школьников в организуемой учителем деятельности, характер их внимания (имело ли место послепроизвольное внимание) и в качестве вывода указать, каковы были мотивы учения детей.
Последний момент психологически очень важен, гак как бщевоспитательное и общеобразовательное значение урока связано с внутренними побудительными силами (боязнью двойки и наказания, стремлением выделиться и утвердить свое «я» в глазах сверстников, желанием получить похвалу или более глубокими мотивами - стремлением к знаниям, чувством долга).
Как уже отмечалось, мотивы деятельности как стержневая основа личности определяют ее характер, степень активности и, следовательно, результативность ее учения. Поэтому анализ урока и предполагает выявление мотивации учения школьников. Естественно, это очень сложная задача. Однако наблюдатель может по общей картине работы класса судить о том, имел ли место в большинстве случаев познавательный интерес (самый ценный и важный побудитель) или ученики работали без увлечения, вяло, не проявляли любознательности Можно без труда определить группы школьников, проявлявших познавательный интерес (поднятые руки; желание ответить; высказывание гипотез, предположений, дискуссия; внешнее выражение увлеченности и т. д.). Радость познания и коллективной деятельности, которые иногда наблюдаются на уроке, - результат совместных усилий учителя и учеников. Оценивая урок в целом, следует отметить, имели ли место при его проведении эта радость познания, положительные массовидные явления (подражание, соревнование), коллективное мышление.

Определяя результаты урока, надо указать, что он дал для общего развития учащихся (усвоены новые понятия, пути решения задач, появилось стремление к самостоятельному познанию и т. д.), а также какие выявлены недостатки в его проведении, имели ли место нарушения дисциплины, конфликтные ситуации.

VII. Результаты урока

Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимание, интерес, проявление эмоций)? Что дал урок для общего развития учащихся?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: