Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения

I. Обоснование содержания, формы и цели воспитательного мероприятия
Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.

1. Его форма (собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т. д.). Соответствие содержания форме мероприятия.

2. Соответствие данной работы возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, активности и самостоятельности).

3. Мотивировка выбора мероприятия для данного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, были ли ученики инициативны при организации этой работы).

4. Конкретные воспитательные цели, которых можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, привить любовь к учению, вызвать интерес к чтению и т. д.).

II. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия

1. На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т. д.)?

2. Как конкретно будет проходить мероприятие, каков его общий «сценарий»?

3. Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

4. Каких качеств личности, умений и навыков потребует от учащихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо им проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т. д.)?

5. Кого желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в организации мероприятия они должны играть?

6. Какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе и решению каких конкретных воспитательных задач это будет способствовать (одному - привить чувство ответственности, другому - дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему - научиться не только командовать, но и подчиняться и т. д.)?

7. Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им самим? Чем это обусловлено? Каковы формы его помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?

III. Психолого-педагогический анализ хода мероприятия

1. Насколько организованным и своевременным было начало работы?'

2. Как оформление помещения и внешний вид учащихся содействовали цели данного мероприятия?

3. В какой мере школьники, участвующие в проведении работы, справились со своими ролями (подготовлены, спокойны, воодушевлены или растерянны, вялы и т. д.)?

4. Все ли учащиеся увлечены ходом мероприятия? В чем проявлялась эмоциональная реакция детей и в какие моменты?

5. Формированию каких интеллектуальных и эстетических чувств учеников способствовал ход работы?

6. Какова была дисциплина школьников?

7. Какие массовидные явления наблюдались во время проведения мероприятия (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

IV. Общая оценка мероприятия

1. Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении работы снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?

2. Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как справились с заданиями по его подготовке и проведению? Какие качества личности проявили? Оправдали ли себя ожидания воспитателя в этом отношении?

3. В чем заключается влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли оно на поведении, дисциплине, отношении детей к учению, на межличностных отношениях в коллективе и т. д. (дать анализ нескольких примеров)?

4. Какие коррективы внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено - объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали провести мероприятие; кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением и т. д.)? Что было не учтено в обосновании мероприятия при его планировании?

5. Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?

План психологической деятельности ученика на уроке

I.Какие виды деятельности ребенок предпочитает: воспроизводящую;

творческую.

II. Познавательная активность учащихся на уроке:

1. Как быстро ученик усваивает на уроке ведущую идею?

2. Какие вопросы задает?
3. Какие виды познавательных трудностей школьник в состоянии преодолеть: в усвоении теории, использовании теории на практике, отстаивании своей точки зрения, в усвоении большего объема материала?

III. Какая реакция на неудачи в учении: упорство в их преодолении, оправдание своих действий; ссылки на обстоятельства; способность признать свои ошибки и др.
IV. Развитие контроля и самооценки: требовательное отношение к знаниям и умениям одноклассников; умение объективно оценивать качество своих знаний, умений и навыков; умение вносить коррективы.
V. Отношение к предмету.

Умения, необходимые для организации учебного сотрудничества Учитель- ученик Ученик- ученик Замеча­ния
1. Умение слушать. 2. Задавать вопросы. 3. Отвечать на вопросы. 4. Высказывать собственное мнение. 5. Отстаивать свою точку зрения на основе доказательства. 6. Строить доказательства. 7. Принимать чужую точку зрения. 8. Критиковать (не обижая). 9. Делать вывод (обобщив сказанное)      

План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества

План психологического анализа учебного сотрудничества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: