IV. Ответственность

Директор учреждения образования несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. Примерная схема изучения класса и составления его характеристики ( эта и следующие схемы с некоторой коррекцией взяты из пособия: Русский язык и культура речи: вузовский курс / сост. А.И. Попова; Краснояр. госю пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006. – 336 с.)

1. Общие сведения о классе и история его формирования
Количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников, время возникновения, учитель начальных классов, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей и т. д.
2. Содержание и характер деятельности

Учение: общая характеристика успеваемости и дисциплины; наличие контроля за оценками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса на уроках и при выполнении домашних заданий; отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание).
Жизнь класса вне учебных занятий: интерес к музыке, спорту, искусству, литературе, коллекционированию и т. д.; проявления этих интересов: занятия в спортивных секциях, танцевальных и хоровых коллективах, обучение в музыкальной и художественной школах, участие в волонтёрском движении и т.д. Успехи отдельных учащихся: кандидаты в мастера спорта, дипломанты конкурсов и др. Участие класса в общешкольной жизни. Общественно полезный труд и его место во внеклас­сной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины. Связь с шефствующими организациями; формы ее выражения; влияние на класс родительской общественности.
3. Руководство классным коллективом и его организация
Актив класса; староста и его работа; характеристика активистов (инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, отношение к общественному мнению, положение в системе межличнос­тных отношений). Наличие неформальных лидеров. Корпоративные группы в классе, их ценностная ориентация. Наличие «отверженных», причины отвержения и воз­можные пути изменения отношения к ним товарищей.
Взаимоотношения внутри коллектива: степень сплоченности; ценностно-ориентационное единство класса, проявления взаимной требовательности, чуткости; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений. Эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся. Наличие учащихся с хроническими заболеваниями, из неблагополучных семей, из семей с ограниченными материальными возможностями. Наличие учащихся, плохо владеющих русским языком, находящихся на учёте в полиции.
Личность классного руководителя и его влияние на класс: образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интере­сов, общий стиль руководства и т. д.; отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников

4. Анализ конкретных примеров влияния на личность того или иного ученика.

5. Общие выводы
Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в классе: бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т. д Дисциплинированность. Определение основных недостатков в организации жизни класса и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.

5.6. Примерная схема изучения личности школьника
Основные аспекты анализа личности могут быть представлены в следующей схеме, которой рекомендует­ся пользоваться при сборе материала к характеристике и ее написании.
I. Общие данные. Фамилия, имя ученика; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Пра­вильность основной линии семейного воспитания. Добрый ли человек от природы, в чём это проявляется.
II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе. Общая характеристика класса (развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного сообщества, степень единства).
1. Положение в классе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется).
2. Отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, не любит; дорожит ли их мнением; с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина). Состоит ли в какой –либо группировке.
3.Доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять?
4. Дорожит ли пребыванием в школе (что ценит в ней)?
5. Отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).
III. Учение
1. Успеваемость (преобладающие опенки, одинаково ли успевает по разным предметам). Уровень знаний.
2. Кругозор, начитанность.
3. Развитие речи (ее образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно).
4. Интерес к занятиям и отношение к учению (с инте­ресом ли учится, к каким предметам проявляет склонность; как относится к отметке, похвале или порицанию учителей и родителей; основной мотив учебной деятельности).
IV. Способность к учению:
особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его cосредоточенность, устойчивость, распределенность); осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления; уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно; владеет ли приемами преднамеренного запоминания; каковы быстрота и прочность запоминания, а также легкость воспроизведения; ин­дивидуальные особенности памяти); развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений; каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий; умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы; быстро ли находит пути решения); развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности). Старательность в учебной работе. Умение учиться (соблюдение режима дня; организованность; может ли самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).
IV. Физический труд в школе и дома:
1. Отношение к труду (уважает или относится пренебрежительно; заинтересован ли в общественной пользе своей работы; любит ли физический труд и что именно привлекает ученика: процесс труда, сделанная вещь или овладение определенным навыком).
2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?
3. Организованность и дисциплинированность в труде.
4. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?
5. Какие виды труда предпочитает (интеллектуальный или физический)?
V. Направленность личности и специальные способности

1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к какой-либо области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Любит ли смотреть телевизор? Какие программы предпочитает? Какого героя воспринимает как идеал для подражания? Любит ли работу с компьютером? Что ищет в компьютере?

2. Убеждения, мечты, идеалы школьника. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении?

3. Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические и т. д.) и в чем они проявляются?

4. О чем мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика начиная с VI класса)?

VI. Дисциплинированность

1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим; нарушает намеренно, по небрежности; не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

3. Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

VII. Особенности характера и темперамента

1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т. д.); волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).

2. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности). Психологический тип личности (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик или шизоид. истероид, эпилентоид, гипертим, астеник, неустойчивый психотип (конформный), лабил, синтезив).

3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызывается смена настроения?

VIII. Общие психолого-педагогические выводы

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: