• Воспроизведение имени по фотографии П Свободное воспроизведение
Рис. 6.12. С/
ректирован. средние покс. гели сохраннс. информации у пытуемых, те рованных по £ тегориям. Адсг ровано из: h rick, Bahrick, I Wittlinger (19
свидетельствуют, что опознающая память на давние события до некоторой степени зависит от первоначального кодирования и распределения повторений: первоначальное усвоение фактов о своих одноклассниках было очень основательным и в большинстве случаев занимало годы. На протяжении этих лет, стоящих между выпуском и экспериментом, испытуемые могли иметь возможность поразмышлять о "добром старом времени", посетить собрание класса или как-то иначе вспомнить далекие, но дорогие лица.
Замечательная демонстрация способности к опознанию фотографий спустя очень долгое время была дана Шепардом (Shepard, 1967). Из широкого набора хорошо запоминающихся картинок (например, рекламных листков в магазинах) он выбрал 612шт. Картинки проецировались по одной на экран со скоростью, устанавливаемой самим испытуемым. После просмотра испытуемым 612 отдельных картинок, ему давалась задача на опознание, в которой 68 из этих 612 были показаны в паре с одной новой картинкой каждая. Испытуемые должны были показать, которая из каждой пары была та, что они прежде видели. Задача на немедленное опознание имела высокий процент верных ответов — 96%. Два часа спустя в части эксперимента, особенно интересной для нашего обсуждения СДВП,
|
|
Память: структуры u проце
6.13. Ре-тат задачи эрда на опо-ю. Адаптиро-из: Shepard
испытуемых просили снова оценить еще один набор пар картинок "старая/новая". В этот раз 99.7% старых картинок были опознаны. В последующем испытуемым давали задачу на опознание спустя Здня, 7дней и 120 дней. Как видно из Рис.6.13, испытуемые смогли очень хорошо опознать старые картинки даже через неделю. Сходные результаты представили Никерсон (Nickerson, 1965, 1968) и Стэндинг (Standing, 1973) на основании 10000 картинок. Стэндинг, Конецио и Хабер (Standing, Conezio and Haber, 1970) предъявляли 2560 цветных слайдов испытуемым и обнаружили, что опознание колеблется от 97% до примерно 63% спустя год. Несколько более интересно ухудшение показателей опознания спустя примерно 4 месяца. Увядала ли память на картинки или сказывалось вмешательство других изображений? Данные, полученные через 3 и 7 дней, указывают на то, что воспоминания о картинках были закодированы в ДВП испытуемых, и что ухудшение опознающей памяти через 4 месяца объясняется вмешательством других изображений. В следующем разделе мы рассмотрим явления потери информации, или неспособности воспроизвести информацию из памяти.
|
|
Шведский психолог Ментиле провел исследование запоминания большого количества слов. Для нас его работа (Mäntyla, 1986) важна по двум соображениям: (1)она углубляет наше понимание возможностей долговременной памяти и (2)она подтверждает теорию контекстуально-зависимого воздействия признака (идею о том, что признаки, присутствующие при обучении, облегчают воспроизведение). Последнему понятию будет уделено значительное внимание в конце этой главы.
Как мы только что убедились, люди обладают чрезвычайно емкой распознающей памятью, способной удерживать большие объемы сюжетной информации. С другой стороны, в сотнях исследовательских публикаций мы находим свидетельства крайне плохого воспроизведения у студентов колледжей, которым пришлось страдать от заучивания нескольких бессмысленных слогов, отдельных цифр и несвязанных слов (см. G.Loftus, 1982). Ментиле провел эксперимент, в котором воспроизведение 500 и
1Ь
600 слов достигалось за относительно короткое время и с удивительно высоким показателем воспроизведения. Процедура была проста. В первом эксперименте он отбирал случайные 500 (шведских) существительных и просил испытуемых придумать одно или три свойства этих существительных. Например, существительное банан должно вызывать ассоциации кожура, желтый и "Chiquita". Воспроизведение осуществлялось по одному, либо по трем признакам немедленно после заучивания, а также 1, 2 и 7 дней спустя. Результаты показали, что воспроизведение по трем признакам было на уровне около 92% сразу же после заучивания и около 60% через неделю. Показатели воспроизведения по одному признаку были значительно хуже: в этом случае воспроизведение варьировало от 53% при немедленном воспроизведении до 26% при воспроизведении через семь дней. Сходные данные были получены для набора из 600 слов. В этих экспериментах для нас важно то? как долго случайные существительные можно удерживать в памяти и воспроизводить их при специальных условиях. В этом исследовании также впечатляюще показано, насколько интенсивность признаков, по которым происходит воспроизведение, облегчает его.
Замечательные трюки с памятью, продемонстрированные бывшими выпускниками и описанные в предыдущем разделе, могут навести вас на мысль, что из ДВП не теряется ничего. (Подобная иллюзия, если она есть, продлится не далее ваших следующих экзаменов.) В традиционных исследованиях ДВП изучался не столько этот тип памяти сам по себе, сколько забывание, или потеря способности к воспроизведению ранее полученной информации.
Теория затухания. Информация из КВП может быть передана в ДВП посредством повторения. Если информация не используется или не повторяется, то со временем происходит ее забывание. Так думают теоретики, которые считают, что забывание объясняется затуханием. Все воспоминания являются следствием некоторых изменений, происходящих в центральной нервной системе; считается, что в результате обработки информации возникает "след" — определенное изменение в нервной ткани, этот след при его неиспользовании угасает точно так же, как зарастает тропинка, по которой не ходят. Некогда живые впечатления (например, номер телефона, который был у меня 10 лет назад) рассасываются при их неиспользовании. Эти заброшенные следы страдают не от недостатка кодирования или даже не от нехватки признаков воспроизведения, а от пренебрежения ими. Интуитивно теория затухания привлекательна. Вполне естественно полагать, что нечто неиспользуемое теряет со временем свою силу. Теряют силу руки бывшего подающего бейсбольной команды, садятся батарейки и теряют выразительность балерины — так почему бы не предположить, что то же самое происходит и с воспоминаниями? К счастью, научный прогресс основывается на эмпирических данных, а не на предположениях.
|
|
Основной аргумент против теории затухания состоит в том, что она не может адекватно объяснить влияние процессов, происходящих между первоначальным научением и последующим воспроизведением. На забывание могут значительно влиять последующие события, способные блокировать
Забывание
Память: структуры u проце<
II-6
- "
воспроизведение старых воспоминаний (а в некоторых случаях помогать ему). В одном из самых ранних экспериментов Дженкинс и Далленбах (Jenkins and Dallenbach, 1924) предлагали двум группам испытуемых заучивать списки из десяти бессмысленных слогов: одной группе поздно на ночь, а другой — рано утром. Ночных испытуемых будили через 1, 2, 4 и 8 часов и тестировали на воспроизведение; их также тестировали сразу после заучивания. Дневных испытуемых возвращали в лабораторию для тестирования через такие же интервалы, что и ночных испытуемых, но в остальном они выполняли свою обычную дневную работу. Как показано на Рис.6.14, в обоих случаях воспроизведение ухудшалось со временем (помните Эббингауза?); однако, для теории затухания важным было различие между результатами тех, кто спал после заучивания, и тех, кто оставался бодрствовать. Если затухание — это естественный результат одного только неиспользования следов, наступающий с течением времени, то количество забываний у испытуемых в обеих группах должно было быть одинаковым. Но это оказалось не так. В условиях, допускающих большую интерференцию (т.е. при бодрствовании), забывалось больше. Так что из эксперимента Дженкинса и Далленбаха следует, что забывание гораздо больше связано с влиянием интерференции, чем просто с затуханием во времени.
Некоторые данные указывают, что неврологический распад происходит с возрастом, однако нет данных, которые позволили бы нам заключить, что основная причина, по которой нам не удается воспроизвести информацию из ДВП,— это нервное затухание. Тем не менее неврологические исследования продолжаются и могут иметь важное значение для изучения памяти.
|
|
Интерференция. Интерференция не только сама по себе лучше поддается экспериментальному контролю, чем другие модели забывания. Она также находится на главной дороге ассоцианизма — сильного течения, занимавшего лидирующее положение в области изучения человеческой памяти и научения почти на протяжении века. Согласно ассоцианистской традиции, между конкретными стимулами и конкретными реакциями образуются ассоциативные связи, которые сохраняются в памяти так долго, пока другая конкурирующая информация не будет интерферировать с ними. Например, если вы выучили, что факт А связан с фактом В, то такая ассоциативная связь может быть представлена как А-В, или как парная ассоциация. Если будет предъявлена новая информация, то она будет интерферировать со способностью воспроизводить В в ответ на А. Предположим, вы выучили, что во время династии Т'ан художник Ли Чен написал пять портретов святых, и что во время династии Сун художник Хсай Куаи писал пейзажи. Это можно представить в виде таблицы:
Что Картины Картины
Кто Когда Ли Чен Тан
Хсай Куаи Сун
Объект
Портреты
Пейзажи
Ознакомление со второй ассоциативной последовательностью (Картины —> Хсай Куаи —> Сун—> Пейзажи) может привести к интерференции между ней и старой ассоциацией (Картины —>• Ли Чен —> Т'ан —•> Портреты). Если же вам надо выучить только один ассоциативный ряд, это будет весьма несложно. Идея интерферентной теории забывания состоит в том, что информация — старая или новая — каким-то образом затрудняет воспроизведение другой информации, хранящейся в ДВП. ДВП состоит из сложных ассоциативных структур, ассимилирующих огромное количество новой информации, и в этой замечательной способности заключен парадокс: новая информация, легко приспосабливаемая к хорошо организованным когнитивным структурам, может затемнять информацию, столь искусно вплетенную в эти структуры ранее.
Насколько хорошо теория интерференции выдерживает экспериментальную проверку? Ее положения легко поддаются лабораторным испытаниям, и есть две основные парадигмы для исследования интерференции: ретроактивное торможение (РТ) и проактивное торможение (ПТ). РТ проявляется в эффекте подавления старого материала новым, а ПТ — в подавлении нового материала старым. Эти две парадигмы и их соответствующие экспериментальные условия показаны на Рис.6.15. Каждая из этих парадигм предоставляет исследователю большую свободу действий при изучении природы забывания и позволяет при этом подробно рассмотреть, что происходит с уже имевшимися и вновь образоваными ассоциациями.
Если последующее заучивание сведений о династии Сун интерферирует с уже имеющимися у вас сведениями о династии Т'ан и ваша способность воспроизводить последние значительно снизилась (в отличие от того, кто выучил только про династию Т'ан), то тогда забывание можно отнести на счет РТ. Если же более трудным было воспроизведение более поздней информации (о династии Сун, после того, как вы уже выучили про династию Т'ан), тогда за этот эффект отвечает ПТ. Многим из нас приходилось бывать в ситуации, когда пытаешься вспомнить новый номер телефона, но
Память: структуры u процессы
'Постоянство" памяти
Сцена в зале суда. После того как главная свидетельница принесла клятву говорить "правду, всю правду и ничего кроме правды", она описывает сцену ужасного убийства. И в самый драматический момент ее спрашивают: "Присутствует ли здесь, в зале суда тот человек, что поднял десятифунтовый молот высоко над головой и погрузил его прямо вглубь хрупкого черепа беззащитной и недавно покинувшей нас мисс Абернати?" "Да." "И вы могли бы на него указать?" "Это он! Тот противный тип, что сидит на скамье подсудимых." Крепкий сюжет, и подобные провоцирующие свидетельские показания можно услышать не только в мыльных операх: аналогичные сцены часто разыгрываются в настоящих американских судах. Обычно свидетельские показания оказывают неодолимое воздействие на присяжных, убеждая их в виновности или невиновности подсудимого. До недавнего времени достоверность свидетельских показаний не подвергалась сомнению.
Несколько лет назад Элизабет Лофтус дз Вашингтонского университета представила некоторые собственные свидетель-:тва, показывающие, что человеческая па-иять не столь постоянна, как думали вначале. В одном из ее экспериментов студентам колледжа предложили посмотреть ï видеозаписи движение автомобиля и за-гем ответить на ряд вопросов по поводу увиденного. Одну половину испытуемых опросили: "Насколько быстро ехал белый спортивный автомобиль, когда проезжал по деревне?" Вопрос другой половине был та-(ой: "Насколько быстро ехал белый спортивный автомобиль, когда он проез-кал по деревне мимо амбара?" Заметим, itc во втором вопросе появляется слово 'амбар", хотя на самом деле никакого ам-5ара в видеозаписи не было. Неделю спус-гя испытуемых спросили, видели ли они шбар. Во второй группе 17 процентов ис-
чятъ [
пытуемых ответили, что амбар они видели, хотя видеть его они просто не могли; в первой группе амбар "видели" только 3 процента.
В другом похожем эксперименте (Lof-tus, Miller and Burns, 1978) испытуемым показывали набор слайдов, изображавших, как спортивный автомобиль остановился на перекрестке, а затем свернул и сбил пешехода. Половина студентов видела слайд со знаком "уступить дорогу" на углу, а другая половина видела слайд со знаком "стоп". При последующем опросе была введена противоположная информация об этом решающем знаке: некоторым из студентов, видевших ранее знак "стоп" была дана информация, называющая знак "уступить дорогу"; а некоторым, видевшим знак "уступить дорогу", была дана информация, где назывался знак "стоп". Позднее испытуемых просили выбрать из пары слайдов тот, который они видели в первоначальном наборе. В группе, которой не давали дезинформацию, правильный слайд выбрали 75 процентов, но из тех, кому давали дезинформацию, только 41 процент сделали правильный выбор. Что же случилось с первоначальным воспоминанием? Лофтус (Loftus, 1983) предлагает теорию сосуществования, согласно которой введение нового материала не изменяет предыдущие воспоминания, но делает их менее доступными.
Лофтус показала, что в лабораторных условиях можно создать у испытуемых впечатление о чем-нибудь очень большом, как амбар, или важном, как знак "стоп" (или о том, что вместо знака "уступить дорогу" стоял знак "стоп"). Маловероятно, чтобы кто-то мог спутать мухобойку с десятифунтовым молотом или ошибочно опознать подозреваемого как участника дикой и жестокой бойни... но благодаря важной работе Лофтус такие свидетельские показания стали чаще подвергаться сомнению.
память все время сбивается на старый (эффект ПТ) или, наоборот, пытаешься вспомнить старый, но сбиваешься на новый (эффект РТ).
Одно из решений дилеммы об интерференции материала, выученного раньше, с материалом, выученным позже, заключается в постулировании двух систем ДВП. Когда мы обсуждали модели памяти, то встречались с идеями Тульвинга о памяти. Он проводит различение между семантической и эпизодической памятью, и оно может привести нас к ответу на вопрос, почему, несмотря на то, что интерференция столь широко проявляет себя в лабораторных условиях, в повседневной жизни новая информация почти не оказывает стирающего эффекта на прошлые знания. Предшествующие исследования воздействия интерференции опирались в основном на заучивание человеком слов или бессмысленных слогов, что, согласно Тульвингу, происходит в эпизодической памяти человека. Эпизодическая память, как мы помним, хранит временно кодированную информацию, тогда как семантическая память хранит информацию об использовании языка — о словах, значениях, связях и правилах. При лабораторном изучении влияния интерференции на вербальное заучивание испытуемым предлагалось научиться связывать две вербальные единицы, скажем woj-bell. Ответное слово bell (колокол) на самом деле не выучено в лаборатории — испытуемый знает его значение, и оно хранится у него в семантической памяти. Выучивается на самом деле то, что bell — это ответ на шо/, т.е. заучиваются события, ограниченные конкретной лабораторной ситуацией. Согласно Тульвингу, такая связь хранится в эпизодической памяти. Кроме того, если традиционные психологические эксперименты по вербальному научению проводились большей частью с использованием эпизодической памяти, тогда законы интерференции также основаны в основном на свойствах эпизодической памяти и не действуют (по крайней мере, вообще) в семантической памяти. Похоже, что эпизодическая память весьма сильно подвержена интерференции, затрагивающей весь огромный поток информации, который движется в нее и из нее, тогда как семантическая память остается относительно изолированной от этого ин-
Рие. 6.15. /
дигма иссле ния ретроак-1 го и просил го торможен
Память: структуры u npt
формационного потока и его влияний. Чтобы проиллюстрировать этот аргумент, обратимся к содержанию семантической памяти. Мы храним в ней правила английской грамматики, таблицу умножения, то что Январь — это первый месяц года, что штат Оклахома на карте похож на соусницу, что Лондон —- это в Англии, что мед — это сладко и т.п. Никакое количество новых сведений не заставит меня забыть что-либо из перечисленного; интерференция едва ли влияет на воспроизведение таких фактов. Подводя итог этой точке зрения, скажем, что в ДВП действуют две различные системы памяти: одна - эпизодическая, подверженная интерференции, и другая - семантическая, не чувствительная к ней.
Ситуативное забывание. До сих пор мы рассматривали принципы забывания так, как они представлены с традиционной ассоцианистской точки зрения. Согласно другой позиции, идущей от информационного подхода, нам не удается воспроизвести ту или иную информацию не вследствие затухания или помех, а потому, что признаки текущей ситуации слишком расходятся с тем. что мы пытаемся вспомнить. Это не столько теория "забывания", описывающая, как теряются воспоминания, сколько представление о том, что невоспроизведенные воспоминания на самом деле живы и находятся где-то в ассоциативной сети, и чтобы их высвободить, требуется только правильная стимуляция. Такое объяснение забывания, названного "ситуативным забыванием", было предложено Тульвингом (1974); оно берет начало от достаточно общепринятой идеи о том, что научение всегда происходит в определенном контексте и что мы кодируем информацию в ее связи с непосредственно воспринимаемым окружением. Забывание, а более точно — неспособность воспроизвести что-либо из памяти есть неспособность отыскать признаки, которые соответствовали бы элементам, закодированным в памяти. Возьмем простой пример. Студенты, которые не смогли правильно ответить на экзамене, часто жалуются: "я знал ответ, но я не знал, чего он от меня хочет". В этом примере признаки ситуации воспроизведения и признаки ситуации кодирования не соответствуют друг другу. Мой дежурный вопрос: "назовите фамилию вашего учителя на четвертом курсе" редко получает быстрый ответ, поскольку ему недостает признаков воспроизведения, т.е. признаков, сопутствовавших первоначальной ситуации заучивания. Протоколы интроспекции студентов, приведенные выше в этой главе, указывают на то, что процесс поиска отражает самогенерацию признаков, характерных для непосредственного окружения в ситуации первоначального заучивания (например, "школа, в которую я ходил...", "расположение классных комнат...", "представляю учительницу — высокая и худая").
Идея ситуативного забывания, интуитивно привлекательная, была проверена эмпирически Тульвингом и Перлстоном (Tulving and Pearlstone, 1966). Испытуемым предъявлялся список существительных, разделенных по категориям (например, "бомба" и "пушка" находились в разделе оружие). Половине испытуемых дали список, содержащий названия исходных категорий (признаки), но всех одинаково проинструктировали заучивать конкретные примеры, а не категории. Затем испытуемых попросили воспроизвести все слова, которые они смогут. Результаты показаны на Рис.6.16. Как можно видеть, наличие категориальных признаков оказало очень значительное влияние на количество воспроизведенных слов, особенно в случае больших списков по 48 слов. Еще более убедительное
V1-2
Без категориальных признаков
.12
Рис. 6.16. Cf.
нее количес слов, воспрои. денных при не. чии категории ных признаке без них. Ада, ровано из: Tu/ and Pearistc 1966).
подтверждение теории ситуативного забывания (или ситуативного воспроизведения) представили Тульвинг и Псотка (Tulving and Psotka, 1971). Здесь испытуемым предъявлялись списки из 24 слов, разделенные на шесть категорий по 4 слова. Вот пример такого списка7:
хижина | капитан | цинк |
коттедж | капрал | медь |
тент | сержант | алюминий |
отель | полковник | бронза |
скала | муравей | дрель |
река | оса | пила |
холм | жук | стомеска |
вулкан | комар | гвоздь |
Испытуемые в этом эксперименте ясно видели, что слова поделены на категории. После трех предъявлений каждого списка им давалась задача на свободное воспроизведение. Группам давали 1, 2, 3, 4 или 5 списков. Через 10 минут "нейтрального занятия" испытуемым давали названия всех этих категорий (например: строения, ландшафт и пр.) и затем просили их воспроизвести все слова.
Как видно из Рис.6.17, при воспроизведении без категориальных признаков результаты резко ухудшаются с ростом количества заученных списков — вполне ожидаемый результат в свете того, что мы знаем о свойствах РТ. Гораздо важнее и удивительнее — кривая показателей воспроизведения по категориальным признакам. Эти данные показывают, что, когда испытуемому дают категориальный признак, воспроизведение ока-
7Список предъявляется без деления на части; в данном примере это сделано, по-видимому, для более удобного чтения.— Прим. ред.
Память: структуры а проце
с. 6.17. ßoc-оизведение icko из 24 слов эех последовать нь/х тестах: еле обычного /чивания, при 1ичии категори-,ных признаков ез них. Адапти-вано из: Tul-g and Psotka 71).