Продолжительность занятия: 4 часа

Место проведения: учебная клинико – диагностическая лаборатория АМК

Мотивация темы: Лабораторные исследования – это дополнительный метод обследования пациента. Общеклинические исследования мочи указывают на состояние почек и их функцию, позволяют судить о наличии поражения ряда других органов и систем, поэтому являются важной составной частью общего обследования пациента.

В обязанности медицинской сестры входит подготовка пациента к исследованию мочи, обучение пациента технике сбора биоматериала, оформление направлений на исследование для обеспечения достоверности результата исследования и осознанного участия пациента в процедуре.

Цели занятия:

1. Ознакомиться с содержанием работы КДЛ

2. Изучить обязанности лаборанта в клинической лаборатории.

3. Закрепить знания, полученные в ходе самоподготовки по данной теме

4. Познакомиться с методами исследования мочи, микроскопической картиной осадка мочи.

5. Научиться определять физические свойства мочи, химический состав мочи (белок, сахар, кетоновые тела).

6. Научиться давать клиническую оценку результатов исследования мочи.

Исходный уровень знаний:

1) Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию мочи.

2) Оформление направлений на общеклинические исследования

3) Правила подготовки пациента к общеклиническим исследованиям, правила хранения и транспортировки биоматериала

4) Общие правила работы и техники безопасности в КДЛ.

5) Строение мочевыделительной системы, основные этапы мочеобразования

6) Понятие о клинико – диагностических исследованиях

7) Понятие о нарушении обмена веществ, дистрофии

8) Понятие о воспалении, опухоли.

9) Изменение показателей мочи при физиологических и патологических процессах.

10) Профилактика внутрибольничных инфекций при работе с биоматериалом

Студенты после изучения материала темы должны:

Знать:

1) Общие правила работы в клинико – диагностической лаборатории

2) Роль медсестры в подготовке пациента к исследованию мочи

3) Факторы, влияющие на результаты исследования мочи.

4) Основные этапы мочеобразования

5) Правила сбора мочи на общий анализ, на сахар, по Нечипоренко, Амбурже, по Аддису, по Зимницкому, на диастазу, на бактериологические исследования.

6) Правила хранения и транспортировки мочи в лабораторию

7) Методы исследования мочи, входящие в общий анализ. Основные этапы общего анализа мочи.

8) Подготовка мочи к микроскопии.

9) Нормальные показатели клинического анализа мочи взрослого человека.

10) Возможные отклонения от нормы при некоторых физиологических и патологических процессах.

5) Правила инфекционной безопасности при работе с мочой

6) Медицинскую лабораторную терминологию

Уметь:

1) Готовить пациента к исследованию мочи

2) Выписывать направление на исследование мочи

3) Доставлять исследуемый материал в лабораторию.

4) Организовывать рабочее место для анализа мочи

6) Определять физические свойства мочи (цвет, прозрачность, реакцию, удельный вес – относительную плотность)

7) Работать с экспресс – тестами, определять содержание химических веществ в моче, т.е. использовать методы сухой химии.

8) Использовать методы влажной химии – проводить качественные реакции на белок, сахар в моче.

9) Давать клиническую оценку результатов исследования мочи.

10) Выписывать результаты исследования мочи в бланк

11) Выявлять отклонение результатов исследования мочи от нормы.

Материальное оснащение занятия:

Оборудование Реактивы
- Штатив для пробирок - Пробирки центрифужные, химические - Пипетки на 2мл, 1мл - Предметные и покровные стекла - Цилиндр мерный на 50 мл - Урометр - Тазик почкообразный - Резиновые груши - Центрифуга - Ветошь - 20% р-р сульфосалициловой кислоты - реактив Робертса или реактив Ларионовой - 1% спиртовой раствор йода - дистиллированная вода - реактив Гайнеса - экспресс – тесты для определения белка, сахара, ацетона, билирубина и др. веществ (монотесты и политесты) - Дезинфицирующий раствор

План самостоятельной работы студента:

Задание 1. Выпишите направление пациенту на общеклиническое исследование мочи.

Задание 2.

1) Проверьте наличие реактивов и оборудования для описания физических свойств мочи.

2) Определите цвет, прозрачность мочи, данной Вам для анализа.

3) Определите реакцию мочи с помощью лакмусовой бумажки или универсального индикатора

4) Рассмотрите урометр и зарисуйте его

5) Определите относительную плотность мочи. Покажите преподавателю.

6) Результат анализа зафиксируйте в дневнике в виде таблицы.

АНАЛИЗ МОЧИ.

  МОЧА №
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: Цвет Прозрачность Реакция среды Относительная плотность (удельный вес)  
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: Белок Сахар Ацетон Желчные пигменты  

Задание 3. Проведите качественное определение белка в моче:

А) экспресс - тестами

Б) проба с 20% сульфосалициловой кислотой: для проведения возьмите 2 пробирки одинакового диаметра, моча должна быть прозрачной и кислой реакции, далее реактивы вносите по таблице:

  Контроль № 1 Опыт № 2
Профильтрованная моча 2 мл 2 мл
20% сульфосалициловая кислота - 1-2 капли

При наличии белка в опытной пробе появляется муть. Степень помутнения необходимо рассматривать на черном фоне.

В) Зарегистрируйте в тетради результаты Ваших исследований по схеме приведенной в таблице «АНАЛИЗ МОЧИ»

Задание 4. Определите количество белка в моче с помощью кольцевой пробы Геллера (метод Брандберга – Робертса – Стольникова).

1) Количественное определение белка в моче проводят только в случае положительной качественной пробы

2) Моча должна быть прозрачной и кислой рН, щелочную мочу подкисляют 10% уксусной кислотой под контролем индикатора

3) В центрифужную пробирку внести мочу, не доливая до края примерно 1 см (около 10 мл)

4) Отцентрифугировать мочу при 1500 об/мин 5-10 минут.

5) В химическую пробирку внести 2 мл реактива Робертса, наслоить 2 мл отцентрифугированной мочи, держа пробирку наклонно

6) Оставить на 3 минуты в штативе

7) Нитевидное, белое, тонкое кольцо образуется на границе жидкостей в конце 3-ей минуты с момента наслаивания при содержании белка в моче 0,033 г в 1 литре.

8) Если белка в моче содержится больше, чем 0,033 г/л, то кольцо появляется раньше, чем на 3-ей минуте и будет не нитевидным, а плотным, широким.

9) Если кольцо широкое, компактное, то мочу разводят дистиллированной водой и вновь наслаивают на реактив.

10) Мочу разводят до тех пор, пока через 3 минуты не образуется тонкое нитевидное кольцо.

11) Расчет содержания белка в моче производят по формуле:

С = 0,033 г/л х степень разведения.

12) Определите количество белка в моче. Покажите преподавателю первое кольцо. Результат внесите в таблицу «АНАЛИЗ МОЧИ»

Задание 5. Проведите качественное определение сахара в моче

А) экспресс – тестами

Б) с реактивом Гайнеса (знакомство)

В) результат исследования внесите в таблицу «АНАЛИЗ МОЧИ»

Задание 6. Познакомьтесь с количественными методами определения сахара в моче. К количественному определению сахара в моче приступают только после положительной качественной пробы.

По рисунку изучите колориметрическое определение сахара в моче по Альтгаузену.

Задание 7.

1) Познакомьтесь с экспресс – тестами для определения ацетона в моче, пигментов, крови и других веществ с помощью моно и поли - тестов. Запишите в дневнике название тестов и их назначение.

2) Познакомьтесь с методикой определения желчных пигментов – проба Труссо – Розина (демонстрация преподавателя).

Задание 8. Познакомьтесь с микроскопической картиной осадков мочи по рисункам.

Задание 9. Заполните результаты исследования мочи в дневнике. Дайте клиническую оценку результатов анализа мочи.

Задание 10. Решите ситуационные задачи.

Инструкция: решите ситуационные задачи, сделайте необходимые расчеты, дайте клиническую оценку результатов исследования мочи.

Ситуационная задача 1. При определении белка в моче при постановке пробы Геллера сразу появилось белое компактное кольцо. Мочу развели в 8 раз. При наслоении мочи, разведенной в 8 раз, на азотную кислоту, к концу третьей минуты появилось нитевидное кольцо. Рассчитайте содержание белка в моче. Оцените полученный результат.

Ситуационная задача 2. Рассчитайте количество белка, выделенное за сутки, если содержание белка в моче 0,066 г/л, суточный диурез – 2 литра. Дайте клиническую оценку результатам исследования.

Ситуационная задача 3. Рассчитайте количество сахара, выделенного за сутки, если содержание сахара в моче составляет 1,5% по шкале Альтгаузена, а суточный диурез составляет 2 литра. Дайте клиническую оценку результата исследования. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?

Ситуационная задача 4. В исследуемой моче содержание белка составляет 0,066 г/л. Суточный диурез 2,5 л. Рассчитайте количество белка, выделенное за сутки почками.

Ситуационная задача 5. В исследуемой моче выявлен сахар в количестве 4,8%, ацетон - следы. Рассчитайте количество сахара в моче, выделенного почками за сутки, если суточный диурез составил у пациента 2 литра. Дайте клиническую оценку полученных данных.

Ситуационная задача 6. В исследуемой моче при проведении общего анализа выявлено: цвет мясных помоев, удельный вес – 1,030, белок – 0,066 г/л; лейкоциты 40 – 60 в п/зр; эритроциты неизмененные 160 – 200 в п/зр; клетки почечного эпителии в значительном количестве, гиалиновые цилиндры 2-4 в п/зр. Дайте клиническую оценку результата исследования.

Задание 11. Оформите дневник с результатами самостоятельной исследовательской работы. Сдайте на проверку преподавателю.

Задание 12. Ответьте на контрольные вопросы. Выполните тестовые задания.

Задание 13. Произведите обработку посуды, рабочего места, сдайте рабочее место дежурному и преподавателю.

Контрольные вопросы.

1. Какие процессы происходят при образовании мочи?

2. От чего зависит состав мочи?

3. Каким исследованиям подвергается моча?

4. Правила сбора мочи на различные исследования.

5. При каких заболеваниях исследуют суточную мочу?

6. Что такое диурез?

7. Что обозначают термины: полиурия, олигурия, анурия, никтурия, когда они встречаются?

8. Этапы общего анализа мочи.

9. Цвет мочи в норме

10. При каких заболеваниях моча приобретает цвет «мясных помоев», цвет «пива»?

11. Реакция мочи здорового человека.

12. Причины помутнения мочи.

13. Относительная плотность (удельный вес) мочи в норме.

14. Прибор для определения удельного веса мочи.

15. Что называется изостенурией, гипостенурией, гиперстенурией?

16. Какую функцию почек отражает относительная плотность мочи?

17. Что такое протеинурия?

18. При каких физиологических состояниях появляется белок в моче?

19. Требования к моче для определения белка.

20. Какие качественные пробы на белок в моче Вам известны?

21. С помощью какой пробы можно определить белок в моче количественно?

22. Как называется появление сахара в моче?

23. Как часто делают качественное определение сахара в моче?

24. Качественные методы определения сахара в моче.

25. Количественные методы определения сахара в моче.

26. Встречается ли ацетон в моче здорового человека.

27. Причины глюкозурий.

28. При поражении каких органов в моче встречаются желчные пигменты?

29. Что такое билирубинурия?

30. Назовите соли, встречающиеся в кислой и щелочной моче.

31. Назовите организованные осадки мочи, их диагностическое значение.

32. Диагностическое значение трехстаканной пробы.

Литература и средства обучения:

1. Основная литература:

А) Лекционный материал по теме «Общеклинические методы исследования», «Исследование мочи».

Б) Методическое пособие для самоподготовки студентов по данной теме

В) Методическое пособие для аудиторной самостоятельной работы студентов.

2) Раздаточный информационный материал по методам исследования мочи.


Приложения к пособию для самостоятельной аудиторной работы студентов по теме «Общеклинические методы исследования. Исследование мочи на общий анализ»:

1) Инструкция «Уход за рабочим местом»

2) Таблица «Результаты макроскопического, химического и микроскопического анализа мочи при различных заболеваниях»

3) Учетная форма № 45, утвержденная МЗ СССР от 10 февраля 1969 (регистрационные бланки анализа мочи)

4) Примеры заполнения регистрационных бланков анализа мочи

5) Рисунки:

· «Оснащение, необходимое для проведения пробы Зимницкого»

· «Неорганизованные и организованные осадки мочи в норме и при патологии»

Приложение 1. Инструкция «Уход за рабочим местом»

1. Остатки исследуемой биологической жидкости слить в канализацию.

2. Дезинфекция банок от мочи, пробирок, пипеток, цилиндров - обработать дез раствором.

3. Мытье лабораторной посуды (цилиндры, пробирки, пипетки): обработать сначала в моющем растворе, затем промыть в проточной водопроводной воде, затем ополоснуть 2-3 раза в дистиллированной воде, разместить для просушки.

4. Пипетки моют с помощью резиновой груши

5. Цилиндры и пробирки с помощью ерша.

6. Банки, тазики – в моющем растворе помощью ерша и затем прополаскивают в проточной водопроводной воде несколько раз, выкладывают для сушки

7. Стол обрабатывают сначала ветошью смоченной в дез растворе, а затем водой.

8. Рабочее место сдают дежурному и преподавателю.


Приложение 2. «Результаты макроскопического, химического и микроскопического анализа мочи при различных заболеваниях»

Название заболеваний Макроскопические и химические результаты Микроскопический анализ
Острый гломерулонефрит - диффузный - очаговый   Моча мутная, красная – макрогематурия, протеинурия.   Моча мутноватая, серая – микрогематурия, протеинурия - Эритроциты неизмененные и дисморфные - Эритроцитарные цилиндры из неизмененных и дисморфных эритроцитов - Гиалиновые цилиндры, гиалиновые цилиндры с наложением почечного эпителия и эритроцитов - Зернистые цилиндры - Восковидные цилиндры -Нейтрофилы.
Хронический гломерулонефрит Моча мутноватая, серая – микрогематурия, протеинурия - Эритроциты дисморфные - Эритроцитарные цилиндры из дисморфных эритроцитов - Гиалиновые цилиндры, гиалиновые цилиндры с наложением почечного эпителия и эритроцитов, жироперерожденного почечного эпителия и капель жира - Почечный эпителий в состоянии зернистой белковой и жировой дистрофии - Зернистые цилиндры - Восковидные цилиндры - Лейкоциты (нейтрофилы и макрофаги).
Острый пиелонефрит   Хронический пиелонефрит Моча мутная, иногда с резким запахом при рН 8-9, протеинурия   Моча мутная, или мутноватая, протеинурия - Много нейтрофилов (пиурия), немного лимфоцитов, гистиоцитов, лейкоцитарные цилиндры - Почечный эпителий, эпителиальные цилиндры - Мелкозернистые и грубозернистые цилиндры - Восковидные цилиндры - Эритроциты – немного - Бактерии (посев) - Нейтрофилы (лейкоцитурия, при обострении – пиурия), лейкоцитарные цилиндры - Широкие терминальные восковидные цилиндры - Гиалиновые цилиндры, гиалиновые цилиндры с наложением нейтрофилов и клеток почечного эпителия в состоянии зернистой и гиалиново – капельной дистрофии. - Зернистые цилиндры - Гиалиново – капельные цилиндры - Эпителиальные цилиндры - Эритроциты – немного - Бактерии (посев)
Нефротический синдром   Острый тубулярный некроз Моча мутноватая, на поверхности возможен налет жира, резко выраженная протеинурия.   Моча мутная красно - коричневая - Жироперерожденный почечный эпителий в виде скоплений и пластов, капли жира, жировые цилиндры. - Гиалиновые цилиндры с наложением капель жира и жирноперерожденного почечного эпителия. - Зернистые цилиндры - Восковидные цилиндры - Дегенеративно измененный почечный эпителий, фрагменты ткани почечного эпителия в виде пластов трубок железистых структур - Эпителиальные цилиндры - Гиалиновые цилиндры с наложением почечного эпителия - Зернистые терминальные цилиндры - Восковидные терминальные цилиндры - Нейтрофилы, макрофаги, гистиоциты и эритроциты.
Острая реакция отторжения трансплантата     Цистит Моча мутная коричнево – красная - макрогематурия, протеинурия.     Моча мутная, мутноватая красноватая - гематурия.   -- почечный эпителий, лимфоциты, плазматические клетки, нейтрофилы, эритроциты - Эпителиальные цилиндры, фрагменты ткани почечного эпителия - Гиалиновые цилиндры, зернистые, эритроцитарные, гемоглобиновые, восковидные - Нейтрофилы (пиурия) - переходный эпителий - эритроциты - бактерии - в окрашенном препарате – гистиоциты, гигантские многоядерные клетки «инородных тел»
Синдром дизурия – пиурия Вирусная инфекция Моча мутноватая     Моча мутноватая, гематурия, протеинурия - Лейкоцитурия - эритроциты - бактерии - Нейтрофилы, эритроциты, плазматические клетки, лимфоциты, моноциты и/или многоядерные клетки с включениями
Опухоли мочевого пузыря Моча мутноватая красная – при макрогематурии.   - Эритроциты, нейтрофилы - клетки переходного эпителия - тканевые структуры из злокачественных клеток. В препаратах, окрашенных азур – эозином – злокачественные крупные клетки, лежащие разрозненно или в синцитиальной связи (комплексы) с большими различными по структуре и окраске округлыми и уродливыми ядрами, содержащими единичные или множественные ядрышки. Раковые симпласты, митозы и амитозы.

Приложение 3. Регистрационный бланк результатов анализа мочи.

Приложение 4. Примеры заполнения бланков анализа мочи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow