Таможенные органы и их должностные лица

Таможенные органы Российской Федерации, будучи единой федеральной централизованной системой (пункт 1 ст. 401 ТК РФ), образуют самостоятельный механизм с вертикальным подчинением, состоящий из следующих звеньев: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (центральный аппарат)региональные таможенные управления РФтаможни РФ — таможенные посты РФ.

Примечательно, что в ТК РФ не указывается точное название федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Такой подход объясним потенциальной перспективой реорганизации рассматриваемого вида федеральных органов исполнительной власти. Соответственно центральный аппарат, как и сама система, могут иметь иное название (федеральная служба, министерство, главное управление при министерстве). Например, в Японии таможенными вопросами ведает Таможенный департамент, находящийся при Министерстве финансов.

В Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом, имеют название Федеральной таможенной службы.

Нижестоящими по отношению к ФТС органами являются региональные таможенные управления. Причем по роду и объему решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп:

§ территориальные или общие региональные таможенные управления;

§ специализированные региональные таможенные управления.

Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов[5]:

§ Дальневосточное таможенное управление;

§ Приволжское таможенное управление;

§ Северо-Западное таможенное управление;

§ Сибирское таможенное управление;

§ Уральское таможенное управление;

§ Центральное таможенное управление;

§ Южное таможенное управление.

Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и так далее). Так, например, в качестве специализированных региональных таможенных управлений можно отметить такие из них, как:

§ Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

§ Региональное таможенное управление специальных операций;

§ Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;

§ Региональное оперативно-поисковое управление.

Таможенные органы, непосредственно занятые процедурами контроля и оформления, представлены таможнями и таможенными постами. Соответственно в подчинении каждого территориального регионального таможенного управления имеется определенное количество таможен, которым, в свою очередь, подчиняются таможенные посты.

В зависимости от подчиненности вышестоящему таможенному органу, удаленности от таможенной и Государственной границы

Российской Федерации, а также специализации по таможенному оформлению и контролю отдельных видов товаров либо решаемым задачам таможни и таможенные посты могут разделяться на:

§ таможни, непосредственное руководство которыми осуществляет соответствующее региональное таможенное управление, и таможни центрального подчинения, находящиеся в непосредственном подчинении ФТС[6];

§ пограничные и внутренние таможни и таможенные посты;

§ акцизные, энергетические, автотранспортные, морские, воздушные, железнодорожные, тыловые таможни и таможенные посты, почтовые таможенные посты, центральные (базовая и кинологический центр ФТС) и оперативные таможни.

В соответствии с пунктом 3 ст. 402 ТК РФ таможенные посты, будучи таможенными органами, могут не обладать статусом юридического лица.

Однако применительно ко всем видам таможенных органов различного административного уровня (региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) вопросы их создания, реорганизации, ликвидации, а также установления региона деятельности относятся к компетенции ФТС (пункт 2 ст. 402 ТК РФ).

По разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственного таможенного и валютного контроля[7].

Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности по делам об административных правонарушениях. В этой связи следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных отношений. Все зависит от выполняемых функций. Например, при осуществлении таможенного контроля, производстве таможенного оформления и взимании таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных отношений или таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются ТК РФ.

В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не ТК РФ, а Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК России).

Если таможенные органы оказывают услуги, по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они соответственно выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации.

В приводимых примерах меняется и статус лиц, с которыми таможенные органы вступают в различного рода правоотношения. Участниками таможенных правоотношений выступают лица, перемещающие через границу товары и транспортные средства, лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. Участниками уголовно-процессуальных отношений — подозреваемый, 'обвиняемый, свидетель и т. д. Участником отношений по хранению на таможенных складах товаров — поклажедатель.

Таким образом, статус таможенных органов во взаимоотношениях с участниками ВЭД определяется преимущественно ТК РФ.

Участники ВЭД.

Участниками ВЭД, как правило, являются получатели либо отправители товаров, указанные в товаросопроводительных документах. Это могут быть российские лица, заключившие внешнеэкономическую сделку, или от имени либо по поручению которых такая сделка заключена.

В качестве участников ВЭД могут также выступать:

§ лица, имеющие право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации (например, представительства иностранных компаний и фирм);

§ лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) ТК РФ для совершения с товарами юридически значимых действий от собственного имени (например, экспедитор).

Физические лица.

Физические лица, будучи участниками таможенных правоотношений, пользуются упрощенным порядком таможенного оформления ввиду того, что количество, стоимость, а также цели перемещения товаров через таможенную границу РФ (командировка, туристическая поездка, учеба и т. д.), как правило, не обусловлены осуществлением предпринимательской деятельности. При этом за физическими лицами остается право выбора соответствующей процедуры таможенного оформления, в том числе той, которая применима для участников ВЭД (например, временное хранение товаров — пункт 3 ст. 285 ТК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: