Иные участники таможенных правоотношений или лица, оказывающие содействие в производстве таможенного оформления и контроля

К данной группе лиц можно отнести специалистов, экспертов, переводчиков, медицинского работника, понятых, привлекаемых таможенными органами для разъяснения возникающих вопросов или оказания иного содействия в решении конкретных задач, например, при применении отдельных форм таможенного контроля (личного досмотра, таможенного досмотра товаров и транспортных средств).

Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, участники ВЭД, физические лица, перемещающие через границу товары, в случае несоблюдения таможенных правил могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Виды правонарушений, предусматривающих ответственность за несоблюдение требований таможенного законодательства, называются таможенными правонарушениями.

В зависимости от социальной опасности и правовых последствий таможенные правонарушения подразделяются соответственно на преступления и административные правонарушения.

К таможенным преступлениям принято относить пять составов преступлений.

Статья 188 УК РФ. Контрабанда [8]. Данная норма предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение предметов через таможенную границу РФ. Первая часть статьи указывает на перемещение любых предметов (товаров и транспортных средств), совершенное незаконным способом и в крупных размерах. В качестве незаконных способов в статье отмечаются такие, как, помимо (вне мест или времени работы таможенного органа) или с сокрытием от таможенного контроля (использование тайников, придание одним товарам вида других, применение иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, то есть вызывающих необходимость в дополнительных поисковых усилиях, например, в случаях сокрытия товаров при помощи конструкционных особенностей транспортного средства), обманное использование документов (документы, необходимые для таможенных целей) или средств таможенной идентификации (печати, штампы, пломбы), недекларирование (незаявление по установленной форме необходимых данных о перемещаемых предметах) или недостоверное декларирование (заявление по установленной форме неполных либо недостоверных сведений о перемещаемых предметах). Под крупным размером в настоящее время понимается сумма, превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Вторая часть статьи предусматривает незаконное перемещение предметов вышеперечисленными способами, но стоимостные характеристики уже не имеют значения ввиду того, что речь идет о предметах, конкретно поименованных и в большинстве своем изъятых из свободного оборота. К таким предметам, в частности, ч. 2 ст. 188 УК РФ относит наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, огнестрельное оружие, боеприпасы и другие. Остальные части (3, 4) статьи 188 УК РФ определяют ответственность при совершении указанных в ч. 1, 2 ст. 188 УК РФ действий, но уже при отягчающих обстоятельствах (неоднократность, группой лиц, должностным лицом с использованием своего служебного положения и др.).

Статья 189 УК РФ. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. В данной статье речь идет о несоблюдении требований экспортного контроля при вывозе товаров, имеющих двойное назначение. Правовые основы такого контроля определяются в нескольких федеральных законах. Это ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и ФЗ "Об экспортном контроле".

Статья 190 УК РФ. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение требований таможенного режима временного вывоза, используемого в отношении предметов, отнесенных к категории культурных ценностей (ст. 7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). Такого рода предметы (товары), как правило, вывозятся в качестве выставочных экспонатов либо в целях проведения научных исследований.

Статья 193 УК РФ. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Эта норма (косвенно связанная с условиями и порядком перемещения товаров через таможенную границу РФ) прямо указывает на несоблюдение требований валютного законодательства о своевременном перечислении валютной выручки от внешнеторговых сделок на соответствующие счета в уполномоченные банки, с целью последующей продажи ее части на внутреннем рынке. И здесь идет речь о крупном размере невозвращенной суммы, под которым в данном контексте понимается сумма, превышающая десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты, таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Важно подчеркнуть, что в этом случае также имеются в виду размеры неуплаченных сумм таможенных платежей, а именно, крупный (более одной тысячи минимальных размеров оплаты труда) и особо крупный (более трех тысяч минимальных размеров оплаты труда) размеры. Однако необходимо заметить, за неуплату каких таможенных платежей может наступить ответственность.

Уголовная ответственность может наступить лишь при неуплате той группы таможенных платежей, которая связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, и уплата которых служит обязательным условием такого перемещения. Данная группа платежей включает следующие их виды: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акциз, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Иные платежи связаны с оказанием таможенными органами определенных услуг (таможенное сопровождение). Соответственно, что при неуплате данных платежей (таможенных сборов) единственной мерой ответственности, как негативного последствия несоблюдения существующих требований, будет отказ в предоставлении услуги по сопровождению транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем.

Следующая группа таможенных правонарушений представлена административными правонарушениями в области таможенного дела, которые имеют еще одно название — нарушения таможенных правил (гл. 16 КРФоАП).

Отдельные виды нарушений таможенных правил (ст. 16.1, 16.2 КРФоАП) частично совпадают по своим признакам с таможенными преступлениями, что можно объяснить единством объекта и предметов преступного посягательства, способов совершения правонарушений. Разница в этом случае состоит главным образом в:

а) возможных субъектах ответственности за совершенное правонарушение (для преступлений это только физическое лицо: гражданин, должностное лицо, а применительно к нарушениям таможенных правил такими субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица (ст. 2.10 КРФоАП);

б) признаках крупных и особо крупных размеров, предусмотренных составами таможенных преступлений;

в) конкретных предметах преступлений (взрывчатые вещества, наркотические вещества, культурные ценности, вооружение и др.).

Субъектом административной ответственности (или лицом, привлекаемым к ответственности) за совершение нарушения таможенных правил может быть не только участник таможенных правоотношений, но и иное лицо, которое, например, в соответствии со ст. 16.21 КРФоАП приобрело, хранило, транспортировало, пользовалось, распоряжалось или содействовало в сбыте товаров (транспортных средств), ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил.

В практике применения таможенного законодательства конфликтные ситуации могут возникать не только в связи с выявлением признаков таможенных правонарушений. ТК РФ наделяет участников таможенных правоотношений правом обжалования в досудебном порядке незаконных решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц.

Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводствам по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений. Причем заинтересованное лицо[9] может не только выбрать одну из форм защиты своих прав (административную или судебную), но также вправе одновременно (либо позже) обратиться в соответствующий суд (общей юрисдикции или арбитражный суд) с аналогичными требованиями. В этих случаях заявленные требования подлежат рассмотрению в суде (абзац 2 пункта 1 ст. 46 ТК РФ).

Перед обращением в таможенный орган с жалобой необходимо иметь в виду, что существует возможность получения разъяснений по поводу причин и оснований принятых решений, совершенных действий, непринятых решений и несовершенных действий (см. ст. 23 ТК РФ). При этом сроки получения ответа (пункт 3 ст. 23 ТК РФ) не препятствуют возможной подаче жалобы (ст. 48 ТК). Не исключено, что содержание разъяснений таможенного органа может предотвратить производство по жалобе[10].

Предмет обжалования ограничен решениями[11], действиями или бездействием таможенных органов (их должностных лиц). Это означает, что требования о возмещении причиненного таможенным органом вреда выходят за рамки полномочий таможенной службы. Не случайно пункт 2 ст. 413 ТК РФ определяет, что таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации. То есть данная процедура находится вне предмета регулирования таможенного законодательства (см. часть 1 пункта 1 ст. 3 ТК РФ). Таким образом, если в жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) содержится одновременно и требование о возмещении ущерба, то следует сразу обращаться в соответствующий суд.

Не могут быть также обжалованы в соответствии с рассматриваемым порядком и постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях, поскольку механизм обжалования таких решений установлен КРфоАП.

Жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев:

§ со дня, когда лицу стало известно об основаниях для обращения в таможенный орган с жалобой (нарушение прав, свобод или законных интересов, создание препятствий к их реализации либо незаконное возложение на лицо какой-либо обязанности);

§ со дня истечения срока для принятия таможенным органом предусмотренного ТК РФ решения либо совершения действий.

Если обжалуется решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа, то жалоба подается в вышестоящий таможенный орган. При обжаловании решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа (не начальника) жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу данное должностное лицо.

Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела (ФТС), подается в этот орган.

Соответственно от имени таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа либо должностное лицо, им уполномоченное, за исключением должностного лица, принявшего обжалуемое решение, совершившее обжалуемое действие (допустившее бездействие), или нижестоящего по отношению к нему должностного лица.

Важно подчеркнуть, что отсутствие доказательного материала не является основанием для отказа таможенным органом в принятии жалобы (пункт 3 ст. 50 ТК РФ).

Подача жалобы может привести к полному либо частичному приостановлению обжалуемого решения (действия). Полное либо частичное приостановление обжалуемого решения (действия) возможно в двух случаях (пункт 2 ст. 51 ТК РФ):

§ при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение, действие не соответствуют законодательству Российской Федерации;

§ если неприостановление исполнения обжалуемого решения, действия может иметь необратимый характер (например, в случае угрозы причинения имущественного вреда правообладателю в результате приостановления выпуска товаров — ст. 397 ТК РФ).

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган вправе вынести одно из следующих решений (в письменной форме).

1. Признать обжалуемое решение, действие (бездействие) правомерным и отказать в удовлетворении жалобы.

2. Признать обжалуемое решение, действие (бездействие) неправомерным и удовлетворить жалобу (полностью или частично):

§ отменив полностью или частично обжалуемое решение;

§ отменив обжалуемое решение и обязав таможенный орган (должностное лицо) принять новое решение либо самостоятельно принять новое решение, в соответствии со своей компетенцией;

§ определив меры, которые должны быть приняты (таможенным органом, должностным лицом либо самостоятельно в соответствии со своей компетенцией) в целях устранения допущенных нарушений, в случае признания действия (бездействия) неправомерным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: