1.Определить тему художественного текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:
А) начало текста;
Б) ключевые слова;
В) ключевые предложения.
2.Определить тип художественного текста.
3. Указать синтаксические особенности художественного текста:
А) количество и преобладающие типы предложений;
Б) способ связи предложений (цепная, параллельная);
В) средства связи частей текста, способствующие его смысловой и грамматической целостности: порядок слов (тема и рема), градация ударений (расставьте смысловые ударения), лексические повторы, местоимения, союзы.
4.Определить стиль текста:
А) охарактеризовать влияние речевой ситуации на стиль (где и с кем происходит общение);
Б) к какому функциональному стилю принадлежит текст;
В) найти стилистические средства: лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.
5. Орфографический и пунктуационный комментарий.
III. По Г.Н. Ивановой-Лукьяновой:
1.Определите тип текста и его жанрово-стилистические особенности.
|
|
2.Определите тему, проблему, идею текста, охарактеризуйте место и время описываемых событий. Рассмотрите образ автора, выявите модальность текста.
3.Проанализируйте средства языковой выразительности на различных языковых уровнях.
4.Определите значимые функционально-семантические категории (определённости, качественности, количественности, времени, вида), которые могут выражаться морфологическими, лексическими, синтаксическими средствами.
5. Охарактеризуйте экспрессивно-окрашенную лексику.
IV. По Горобец Л.Н.:
1.Выразительное чтение текста.
2.Отметить фоновые знания (вся совокупность сведений о социально-культурном фоне, который характеризует художественный текст: история создания, дата и период написания, рассмотрение текста в линейном, горизонтальном плане, филологические сведения (лингвистический комментарий)).
3. Особенности, которые влияют на отбор языковых средств:
А) стихи/ проза;
Б) жанр;
В) тип текста;
Г) стиль текста;
Д) членение на смысловые отрезки.
4.Определение модальности текста (Модальность – это грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку объективной действительности. Содержание высказывания может мыслиться как реальное – нереальное, возможное – невозможное, поэтому модальность бывает объективная (выражает отношение сообщаемого к действительности, выражаясь в категориях наклонения, времени, типах интонации) и субъективная (выражает отношение говорящего лица к сообщаемому, проявляясь во вводных словах, лирических отступлениях, интонации, эмоционально окрашенной и оценочной лексике, говорящих фамилиях, порядке слов, модальных словах и пр.).
|
|
5.Лесический уровень (здесь и в пп. 6-9 - средства, значимые для организации.данного текста).
6.Синтаксическиммй уровень.
7.Фонетический уровень.
8.Морфологический уровень.
9.Словообразовательный уровень.
10. Средства и приёмы художественной речи.
Вопросы для самоконтроля:
- Расскажите об известных вам видах лингвистического анализа текста.
- Назовите уровни ЛАТ и рассматриваемые на них языковые явления.
- Какие типы текстов вы знаете, каковы их признаки?
- Морфологические средства, имеющие стилистическое значение.
- Словообразовательные средства, имеющие стилистическое значение.