II. По В.В. Бабайцевой (для старших классов)

1.Определить тему художественного текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

А) начало текста;

Б) ключевые слова;

В) ключевые предложения.

2.Определить тип художественного текста.

3. Указать синтаксические особенности художественного текста:

А) количество и преобладающие типы предложений;

Б) способ связи предложений (цепная, параллельная);

В) средства связи частей текста, способствующие его смысловой и грамматической целостности: порядок слов (тема и рема), градация ударений (расставьте смысловые ударения), лексические повторы, местоимения, союзы.

4.Определить стиль текста:

А) охарактеризовать влияние речевой ситуации на стиль (где и с кем происходит общение);

Б) к какому функциональному стилю принадлежит текст;

В) найти стилистические средства: лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

5. Орфографический и пунктуационный комментарий.

 

III. По Г.Н. Ивановой-Лукьяновой:

1.Определите тип текста и его жанрово-стилистические особенности.

2.Определите тему, проблему, идею текста, охарактеризуйте место и время описываемых событий. Рассмотрите образ автора, выявите модальность текста.

3.Проанализируйте средства языковой выразительности на различных языковых уровнях.

4.Определите значимые функционально-семантические категории (определённости, качественности, количественности, времени, вида), которые могут выражаться морфологическими, лексическими, синтаксическими средствами.

5. Охарактеризуйте экспрессивно-окрашенную лексику.

 

IV. По Горобец Л.Н.:

1.Выразительное чтение текста.

2.Отметить фоновые знания (вся совокупность сведений о социально-культурном фоне, который характеризует художественный текст: история создания, дата и период написания, рассмотрение текста в линейном, горизонтальном плане, филологические сведения (лингвистический комментарий)).

3. Особенности, которые влияют на отбор языковых средств:

А) стихи/ проза;

Б) жанр;

В) тип текста;

Г) стиль текста;

Д) членение на смысловые отрезки.

4.Определение модальности текста (Модальность – это грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку объективной действительности. Содержание высказывания может мыслиться как реальное – нереальное, возможное – невозможное, поэтому модальность бывает объективная (выражает отношение сообщаемого к действительности, выражаясь в категориях наклонения, времени, типах интонации) и субъективная (выражает отношение говорящего лица к сообщаемому, проявляясь во вводных словах, лирических отступлениях, интонации, эмоционально окрашенной и оценочной лексике, говорящих фамилиях, порядке слов, модальных словах и пр.).

5.Лесический уровень (здесь и в пп. 6-9 - средства, значимые для организации.данного текста).

6.Синтаксическиммй уровень.

7.Фонетический уровень.

8.Морфологический уровень.

9.Словообразовательный уровень.

10. Средства и приёмы художественной речи.

 

Вопросы для самоконтроля:

- Расскажите об известных вам видах лингвистического анализа текста.

- Назовите уровни ЛАТ и рассматриваемые на них языковые явления.

- Какие типы текстов вы знаете, каковы их признаки?

- Морфологические средства, имеющие стилистическое значение.

- Словообразовательные средства, имеющие стилистическое значение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: