Рия группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни до-
Школьников событий.
Самостоятельность человека (инициативность, автономия, ответс-
Твенность) формируется именно в дошкольном возрасте, разумеется,
Если взрослые создают для этого условия.
Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы-
страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными
объектами, в том числе с растениями;
• находиться в течение дня как в одновозрастных, так и в разновозрас-
тных группах;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии
с возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им
Решений.
С целью поддержания детской инициативы педагогам следует регу-
лярно создавать ситуации, в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
|
|
• совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно пред-
лагать специальные способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложе-
ния и пр.);
• планировать собственные действия индивидуально и в малой груп-
пе, команде;
• оценивать результаты своих действий индивидуально и в малой
Группе, команде.
Важно, чтобы все утренники и праздники создавались с учетом де-
Тской инициативы и включали импровизации и презентации детских
Произведений.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
Развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять
Из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, худо-
Жественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые
Дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространс-
Твенная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами
Детей не реже, чем один раз в несколько недель.
108 109
Создание условий для развития
Свободной игровой деятельности
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз-
Раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей
Его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и
Творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности
Требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре
Может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития иг-
|
|
Ровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в
Игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная
помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события
дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра
развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер
(например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее
Типичные роли и игры детей, понимать их значимость.
Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и
Другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько
Средством для организации обучения, сколько самоценной деятельнос-
Тью детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для
Развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать