1. Учащиеся рассматривают картину А. Пластова «Летом»
и говорят, можно ли понять, о ком идёт речь в предложении:
«У неё на голове надет платок». Достаточно ли заменить ме-стоимение существительным: «У девочки на голове надет пла-ток»? Каким образом следует изменить предложение, чтобывсё стало ясно?
Ученики делают вывод: если необходимо выделить предмет из ряда аналогичных (платки), то его надо конкретизировать при помощи другого слова.
2. Учащиеся читают определение на с. 62, диалог (по ро-лям) Вани и Ани (с. 61), составляют и записывают словосоче-тания по картинкам на с. 62, устно поясняют, какие слова кон-кретизируются (называется часть речи и её общее значение).
Учителю следует обратить внимание на то, что среди при-меров, которые приведены в диалоге и придуманы по картин-кам, нет словосочетаний с главным словом прилагательным (или наречием), т. е. не проиллюстрирован тезис о конкрети-зации признака. Учащимся предлагается самостоятельно при-думать такие словосочетания с использованием картинок (на-пример: красивый парашют — удивительно / на редкость
|
|
красивый) или из пушкинского текста (например: стояла дол-го — очень / немыслимо долго).
Поскольку в других упражнениях подобный материал также присутствует не всегда, следует по возможности вводить такие словосочетания.
3. Строение словосочетания осваивается под руководством учителя (на основе записанных словосочетаний) и / или с помо-щью теоретических сведений на с. 61.
4. Выполнение упр. 128 сопровождается развёрнутым ком-ментарием, который делают учащиеся. После синтаксического анализа они делают частичный орфографический анализ — на-ходят слова с непроизносимыми согласными в корне (орф. № 4).
IV. Закрепление материала и контроль за его усвоением.
1. Перед выполнением упр. 130 учащиеся объясняют, что обозначает условный знак, которым сопровождается задание.
2. Упр. 131 предлагается выполнить по вариантам: 1-й ва-риант составляет словосочетания со словом буква, 2-й вари-ант — со словом звук.
После проверки работы все учащиеся читают словосочетание строчная буква, анализируют значение слова, договаривают-ся не употреблять выражения маленькая буква / с маленькой буквы, запоминают произношение прилагательного, заносятего в словарь.