II. Освоение темы урока

 

1. Повторение известных учащимся из курса начальной школы сведений о звонких и глухих согласных, о парных и не-парных по звонкости-глухости согласных.

 

2. При работе с материалами для наблюдения в учебнике учителю следует обратить внимание на произношение слова компьютер, поскольку в устной речи нередко твёрдый звук [т]ошибочно заменяется мягким [т’], что связано с устаревающим сегодня правилом о том, что перед гласным переднего ряда [э] возможны только мягкие согласные, а особенности произноше-


ния слов иноязычного происхождения с твёрдыми согласными перед е будут рассмотрены позднее.

 

3. Чтение, анализ и запоминание сведений об образовании звонких и глухих согласных, о парных и непарных согласных, подсчёт, сколько в русском языке пар по звонкости-глухости (11), сколько непарных глухих (5), непарных звонких (9). Сколь-ко всего звуков здесь представлено? (Должно получиться 36.)

 

Л е к с и ч е с к а я р а б о т а: сонорный — от лат. sonorous (звуч-ный) — звук, образующийся с преобладанием голоса над шумом.

 

4. Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков — упр. 284. Выполняя упражнение, учащиеся делают транскрипцию согласных в последнем столбике. Обращается внимание на обозначение мягких согласных. Можно работу по транскрибированию согласных организовать и на материале всего упражнения (слов — 24), когда к доске выходят по очере-ди все учащиеся, а затем проводится общая проверка записей. Учитель может усложнить задание: сделать транскрипцию все-го слова. О б р а з е ц: шалость [шалас’т’].

 

5. Упр. 285 можно также сопроводить транскрипцией слов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: