III. Изучение темы урока с опорой на материалы учеб-ника. 1. Работа с материалами для наблюдения и теоретически-ми сведениями на с

1. Работа с материалами для наблюдения и теоретически-ми сведениями на с. 116. Выводы о способе образования фор-мы прошедшего времени и изменении по числам и в един-ственном числе по родам. Последний вывод необходимо отработать путём сопоставления глаголов, в единственном числе имевших родовые признаки: травы всходили = ростки всходили.

2. Работа с текстом: выписать глаголы, поставить в началь-ную форму, сравнить написание форм и сделать вывод о том, что пишется перед суффиксом -л-. Затем читается правило на

с. 117.

 

Пока весь снег в тумане таял, Я слушал, притаясь к окну: В тумане пёс протяжно лаял На запоздавшую луну...

(С. Клычков)

 

3. Работа с упр. 655 под руководством учителя.

 

4. Учитель сообщает о том, что ряд глаголов образует фор-му прошедшего времени в мужском роде без суффикса - л-: не-сти — нёс — несла; сжечь — сжёг — сожгла. Учащиеся образу-ют эти формы от глаголов: вести, везти, трясти, жечь, печь, мочь, идти, замереть, отпереть, грести, расти.

 

IV. Орфоэпический тренинг.

1. Закономерность постановки ударения в словах упр. 655:

 

в прошедшем времени ударение падает на тот же слог, что и в неопределённой форме. Учитель предупреждает о том, что ряд употребительных глаголов (около 300) подчиняется друго-му правилу: ударение в форме женского рода падает на оконча-ние, в остальных остаётся на основе.

 

2. Выполняется упр. 656. Тренинг в парах, взаимопровер-ка. Первая группа слов дополняется приставочными глаголами (перегнала, загнала, отогнала и пр.). Обращается внимание на то, что приставка вы- всегда ударная.

 

3. Запоминаются формы с ударением на основу: клала, кра-ла, слала, послала (с глаголом класть учащиеся работали науроке 168).

 


4. Подбор рифм к трудным формам. Можно использовать

 

в работе и другие орфоэпически трудные слова, например: кла-ла — квартала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: