На этапе планирования информационной кампании, а именно, на стадии разработки ее стратегии, определяются показатели, с помощью которых будет осуществляться мониторинг реализации кампании и будет проведена оценка ее эффективности. Одновременно определяются план мониторинга и способы оценки кампании.
Для мониторинга кампании используют показатели выполнения конкретных задач, например, количество проведенных массовых мероприятий, количество изданных и распространенных информационных материалов. Эффективность кампании оценивают по степени достижения ее конкретных целей, сопоставляя полученные и ожидаемые результаты в плане изменения знаний, отношения и поведения целевой группы.
Показателями достижения конкретных целей могут служить:
– возросший уровень информированности целевой аудитории о путях передачи ВИЧ и ИППП;
– изменившееся отношение представителей целевой аудитории к своей роли в предотвращении заражения ВИЧ и ИППП, например, возросшее чувство ответственности за сохранение своего репродуктивного здоровья;
|
|
– сформированное позитивное отношение представителей целевой группы к использованию презерватива;
– изменившееся поведение представителей целевой группы, например, следование пропагандируемым моделям поведения на практике.
Эти показатели замеряются до и после проведения кампании и полученные данные сопоставляются. О достижении некоторых результатов можно судить по косвенным показателям, например, о более частом использовании презервативов свидетельствует увеличение их продаж.
Задачи информационной кампании отражают способы, которыми ее организаторы собираются достичь конкретных целей. Показателями выполнения задач могут служить:
– число добровольцев, прошедших обучение и задействованных в мероприятиях кампании;
– количество вышедших в эфир рекламных теле– и радиопередач и охваченная ими аудитория (процент от всей целевой группы);
– количество рекламных сообщений и тематических статей, опубликованных в газетах и журналах, их тираж;
– количество звонков на телефоны «горячей линии» и т.д.
Для проведения оценки эффективности кампании, измерения изменений в знаниях, отношении и поведении целевой группы чаще всего проводят первичные (качественные и количественные) исследования. Для этого в бюджете кампании надо предусмотреть финансирование. Для измерения показателей выполнения задач обычно бывает достаточно просто фиксировать количество выпущенных материалов, обученных людей, напечатанных статей в текущих отчетах.