Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Понятие и функции внебюджетных фондов в экономике

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.:Теоретические особенности изучения основы внебюджетных фондов…………………………………………………………………………….5

1.1.Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Понятие и функции внебюджетных фондов в экономике…………………………………………………………………………5

1.2. Состав, доходы и расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации………………………………………………………….12

Глава 2.: Анализ особенностей доходов и расходов государственных внебюджетных фондов РФ……………………………………………………..19

2.1.Анализ доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ……………………..19

2.2 Анализ доходов и расходов Фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………………21

2.3.Тенденции и проблемы в деятельности внебюджетных фондов РФ…………………………………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………31

Библиографический список……………………………………………………..34

 


Введение

Для того чтобы перераспределить денежные средства между отдельными слоями населения, государство формирует внебюджетные формы, которые помогают снять напряжение в обществе, возникающее из-за различий в доходах. К тому же государство нуждается в наличии финансовых средств для проведения различных мероприятий. Методы формирования и способы создания внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды сами по себе являются одним из методов, с помощью которого государство занимается перераспределением государственного дохода в пользу различных социальных групп населения. Создать их можно двумя способами: 1) выделить часть имеющихся средств на эти цели из бюджета; 2) сформировать специальный целевой фонд с отдельным источником доходов (обычно в его названии указывается цель расходования собранных материальных средств). В этом случае его доход будет складываться из специальных сборов и налогов или банковских кредитов. К тому же хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли может заниматься и сам фонд.

Целью исследования является изучение регулирования внебюджетных фондов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Понятие и функции внебюджетных фондов в экономике.

2.Изучить состав, доходов и расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

3.Рассмотреть анализ доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ

4.Произвести анализ доходов и расходов Фондов обязательного медицинского страхования

5.Изучить тенденции и проблемы в деятельности внебюджетных фондов РФ

Объектом исследования являются особенности регулирования деятельности внебюджетных фондов.

Предметом внебюджетные фонды.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической и методологической базой послужили классические труды отечественных и зарубежных авторов: Айрапетян Л.Н., Афанасьев В.Я., Афова З.А., Баженов А.В., Баландина А.С., Базанова Е, Перегудов С.П., Павроз А.В., Фокин В.Ю., Костина Е.Н.,Перегудов С.П., Драганова Ю.К., Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е., Крыштановская О.В.

Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, методические документы органов государственного управления, а также широкий спектр научных и практических работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам взаимодействия властных и предпринимательских структур. В процессе научного исследования автором использованы методы статистического, системного анализа и синтеза.

Глава 1.:Теоретические особенности изучения основы внебюджетных фондов

Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Понятие и функции внебюджетных фондов в экономике.

 

Решение задач, связанных с социальным управлением - важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы? Специфика деятельности фондов Государственные внебюджетные фонды - это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий - автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования. Основные фонды РФ В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей - начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания. Фонды денежных средств ПФР, ФСС и ФОМС - это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа - Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи. Статус фондов Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур - самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь - государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти - правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей [15, с. 8]. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств. Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти. Источники финансирования фондов. Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре. Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС - это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять. Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные. Другой критерий классификации организаций - специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу.

Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет. Целевые бюджетные фонды Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач. Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре. Страховые взносы во внебюджетные фонды Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ. Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее. Пенсионный фонд Пенсионный фонд РФ - это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов [43, с. 108].

Пенсионный фонд - вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР? Пенсионный Фонд РФ Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах. Формирование государственных внебюджетных фондов Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам: - страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями; - ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации; - добровольные взносы граждан и организаций. Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР. Расходы Пенсионного фонда Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента.

В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

- выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

- выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

- материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам; - решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач. Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств - по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур. Государственные социальные внебюджетные фонды Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции. Доходы и расходы ФСС Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций [40, с.58].

Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ. Работа ФОМС Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов - ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР. ФОМС и регионы.

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством.

Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания. Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур - особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации. Роль государства в работе фондов Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности - одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы.

На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения. Доходы государственных внебюджетных фондов Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: