1. По вопросу, является ли интеллект врожденным или приобретенным, существуют разные точки зрения. Одни (Г.Айзенк, Ж.Пиаже) считают интеллект врожденным, другие (М. Коул) - приобретенным, третьи (Р.Б.Кетгелл) считают, что внутри генерального фактора существует две части (флюидный - врожденный и кристаллический - приобретенный).
В отечественной психологии (Л.С.Выготский и др.) считается, что интеллект развивается в результате общей социализации человека и связан с развитием культуры, природы языка, эволюционной истории человечества, внутренней логикой детского мышления.
2. По уровню развития интеллекта выделяют:
- интеллект рассудочный - способность ориентироваться в знакомой ситуации; процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов, деятельности участников коммуникации;
- ум, разум - способность обобщать данные чувственного опыта и вырабатывать новые понятия. Ум ориентирован на социальные ценности высшего уровня и связан с социально значимыми качествами личности. В этом случае мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности;
- мудрость - высшая степень развития интеллекта, обобщение многообразия знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия или, другими словами, разум, осознающий свою ответственность за судьбу общества.
3. Важными характеристиками интеллекта являются антиципация (лат. anticipation - предугадывание событий), т.е. способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»); готовность к предстоящим событиям на основе прежнего, жизненного опыта и рефлексия (лат. reflexio - отражение), т.е. обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.
Нарушения интеллекта
Нарушения интеллекта, как правило, описываются на основании различной степени снижения способности к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта используется оценка общих и специальных знаний и умений. Наиболее часто выделяют такие нарушения, как деменция и умственная отсталость.
Деменция (лат. de - отрицание; mens - ум) - психопатологический синдром (система взаимосвязанных симптомов болезни, т.е. клинических проявлений болезни, индикатор заболевания, ряд характеристик, черт, событий или моделей поведения, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с другом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимосвязанными некоторым образом), включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и проявляющийся в нарушениях ориентировки, способности к обучению.
Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей (когнитивных, речевых, моторных и социальных), обеспечивающих общий уровень интеллектуальности.