Свойства и закономерности

1. По вопросу, является ли интеллект врожденным или приобретен­ным, существуют разные точки зрения. Одни (Г.Айзенк, Ж.Пиаже) считают ин­теллект врожденным, другие (М. Коул) - приобретенным, третьи (Р.Б.Кетгелл) считают, что внутри генерального фактора существует две части (флюидный - врожденный и кристаллический - приобретенный).

В отечественной психологии (Л.С.Выготский и др.) считается, что интел­лект развивается в результате общей социализации человека и связан с развити­ем культуры, природы языка, эволюционной истории человечества, внутренней логикой детского мышления.

2. По уровню развития интеллекта выделяют:

- интеллект рассудочный - способность ориентироваться в знакомой си­туации; процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов, деятельности участников коммуникации;

- ум, разум - способность обобщать данные чувственного опыта и выра­батывать новые понятия. Ум ориентирован на социальные ценности высшего уровня и связан с социально значимыми качествами личности. В этом случае мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности;

- мудрость - высшая степень развития интеллекта, обобщение многооб­разия знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия или, другими словами, ра­зум, осознающий свою ответственность за судьбу общества.

3. Важными характеристиками интеллекта являются антиципация (лат. anticipation - предугадывание событий), т.е. способность предвидеть по­явление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»); готовность к предстоящим собы­тиям на основе прежнего, жизненного опыта и рефлексия (лат. reflexio - отра­жение), т.е. обращенность познания человека на самого себя, на свой внутрен­ний мир, психические качества и состояния.

Нарушения интеллекта

Нарушения интеллекта, как правило, описываются на основании различ­ной степени снижения способности к решению проблем и задач, снижению мыслительных способностей. Нередко для оценки нарушений интеллекта ис­пользуется оценка общих и специальных знаний и умений. Наиболее часто вы­деляют такие нарушения, как деменция и умственная отсталость.

Деменция (лат. de - отрицание; mens - ум) - психопатологический син­дром (система взаимосвязанных симптомов болезни, т.е. клинических проявле­ний болезни, индикатор заболевания, ряд характеристик, черт, событий или мо­делей поведения, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с другом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимо­связанными некоторым образом), включающий снижение интеллекта в силу нарушения высших корковых функций, памяти, внимания, мышления и прояв­ляющийся в нарушениях ориентировки, способности к обучению.

Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного разви­тия психики, которое характеризуется нарушением способностей (когнитив­ных, речевых, моторных и социальных), обеспечивающих общий уровень ин­теллектуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: