Глава 13. Общие положения

 

Статья 209. Содержание права собственности

 

Комментарий к статье 209

 

Комментируемая статья устанавливает правила относительно содержания права собственности.

Согласно п. 1 комментируемой статьи собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 4 комментируемой статьи).

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ред. от 2 июля 2009 г.) разъяснено, что "ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 209 ГК РФ)"<1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 1993. N 11.

 

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.В.Ю. на нарушение ее конституционных прав п. п. 1, 2 и 4 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в Определении от 23 сентября 2010 г. N 1143-О-О указал, что "положения пунктов 1, 2 и 4 статьи 209 ГК Российской Федерации, определяющие содержание права собственности, конкретизируют статью 35 Конституции Российской Федерации и, вопреки утверждению заявительницы, не предполагают их произвольного толкования и применения. Таким образом, указанные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г. N 1143-О-О.

 

В Апелляционном определении Московского городского суда от 24 июня 2016 г. по делу N 33-24767/2016 указано следующее: "Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ответчики не являются собственниками жилого помещения, в связи с чем обязанность нести бремя его содержания в силу положений ст. 209 ГК РФ у ответчиков отсутствует. Кроме того, суду не представлено доказательств фактического использования ответчиками данной жилой площади, поскольку не представлены акты приема-передачи ключей, акты приема-передачи объекта недвижимого имущества.

Как следует из объяснений представителя ответчиков и не опровергнуто истцом, основной договор купли-продажи квартиры по адресу: *** до настоящего времени не заключен, между сторонами не достигнуто соглашение о существенных условиях договора, квартира ответчикам не передана, акт приема-передачи объекта недвижимости не составлялся, ключи не передавались, доступ в квартиру они не имеют, соответственно пользоваться ею не могут.

Часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ определяет правообладателей помещений, у которых возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения такой обязанности для таких правообладателей помещений - физических и юридических лиц, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса; у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

М.В. и М.О. ни к одной из вышеперечисленной категории лиц, у которых возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по отношению к данной квартире, не отнесены.

Таким образом, не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истца и что у ответчиков возникла обязанность нести бремя содержания имущества"<1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 24 июня 2016 г. по делу N 33-24767/2016.

 

Статья 210. Бремя содержания имущества

 

Комментарий к статье 210

 

Комментируемой статьей установлены правила, регламентирующие бремя содержания имущества.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Например, ст. 153 ЖК РФ установлена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги <1>; ч. 1 ст. 616 ГК РФ установлено, что "арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды"<2>; ст. 695 ГК РФ установлено, что "ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования"<3> и т.п.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

<2> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

<3> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

 

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П.О.А. на нарушение его конституционных прав рядом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положением ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в Определении от 27 октября 2015 г. N 2525-О сослался на следующее: "Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П и Определениях от 16 апреля 2009 года N 495-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2353-О, от 23 декабря 2014 года N 2953-О, от 16 июля 2015 года N 1672-О и др., право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества; правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, а потому права граждан не нарушает"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 2525-О.

 

В Апелляционном определении Московского городского суда от 18 июля 2016 г. по делу N 33-27818/2016 указано следующее: "Отказывая в удовлетворении требований о взыскании денежных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд первой инстанции учитывал положения ст. 210 ГК РФ, предусматривающие, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика бремени содержания имущества за тот период, когда титульным собственником жилого помещения являлась Д. Судебная коллегия полагает вывод суда правильным и учитывает, что в ходе рассмотрения дела стороной истца не было представлено доказательств тому, что ответчик О.Н. пользовалась квартирой в течение спорного периода и являлась потребителем коммунальных услуг"<1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 18 июля 2016 г. по делу N 33-27818/2016.

 

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

 

Комментарий к статье 211

 

Комментируемой статьей установлено правило, регламентирующее риск случайной гибели имущества.

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Например, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (ред. от 5 апреля 2016 г.) установлено, что "имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения. В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество это имущество относится к федеральной собственности. Порядок дальнейшего использования указанного имущества определяется Правительством Российской Федерации"<1>; ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 3 июля 2016 г.) установлено, что "риск случайной гибели или случайного повреждения объекта долевого строительства до его передачи участнику долевого строительства несет застройщик"<2> и т.д.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

<2> РГ. 2004. N 292. 31 дек.

 

Применяя ст. 211 ГК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 9 ноября 2015 г. N 58-КГ15-10 указала следующее: "Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (статья 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, меры социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории *** края, направлены на защиту их конституционного права на жилище, а не на компенсацию собственнику утраты его имущества, и предназначены для восстановления жилищных прав граждан, лишившихся единственного места жительства, и, соответственно, если гражданин [собственник и (или) член его семьи] имеет иное жилье, пригодное для проживания, такая мера ему не предоставляется.

Однако суд в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм права возложил на КГКУ "***" и Министерство социальной защиты населения *** края обязанность предоставить С.Ю.А. и С.Т.В. меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданами, признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории *** края в августе - сентябре 2013 года, в то время как истцы не отвечают требованиям пункта 1.2 Порядка - приложения N 16 к Программе.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований С.Ю.А., С.Т.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что, согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Верховного Суда РФ от 9 ноября 2015 г. N 58-КГ15-10.

 

Статья 212. Субъекты права собственности

 

Комментарий к статье 212

 

Комментируемой статьей установлены субъекты права собственности.

Согласно п. 1 комментируемой статьи в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом (ч. 4 комментируемой статьи).

Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23 июня 2015 г.), "в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Поскольку в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2010. 21 мая. N 109.

 

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

 

Комментарий к статье 213

 

Комментируемой статьей предусмотрено право собственности граждан и юридических лиц.

Согласно п. 1 комментируемой статьи в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ, а именно: граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограниченны на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ).

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах (п. 4 комментируемой статьи).

В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23 июня 2015 г.) разъяснено, что "согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал до государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица на имущество возникает не ранее даты такой регистрации.

Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал после государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица возникает с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом или участниками юридического лица (пункт 1 статьи 223 ГК РФ).

При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2010. 21 мая. N 109.

 

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы граждан Б.Л.В., Г.А.С. и других на нарушение их конституционных прав п. 3 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в Определении от 24 февраля 2011 г. N 206-О-О указал следующее: "Согласно пункту 3 статьи 213 ГК Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Данное положение, устанавливающее собственника имущества, переданного коммерческим организациям, в том числе акционерным обществам, в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 48 ГК Российской Федерации, определяющим понятие юридического лица как организации, которая имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении, направлено на обеспечение баланса взаимных имущественных интересов учредителей (участников, членов) и кредиторов этих организаций, а также самих организаций.

Как следует из представленных материалов, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что, реализуя право выбора способа использования своего пая (доли), члены трудового коллектива реорганизуемой птицефабрики "***" добровольно распорядились своим правом собственности на принадлежащие им имущественные паи и земельные доли, передав их в соответствии с действовавшим в тот период законодательством в собственность создаваемого акционерного общества, а именно внеся их в качестве взноса в его уставный капитал, и такое волеизъявление было оформлено протоколом конференции учредителей (участников) общества и принятием его устава.

Следовательно, нет оснований полагать, что оспариваемое законоположение, примененное в конкретных делах заявителей, нарушило их конституционные права и свободы, указанные в жалобе"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2011 г. N 206-О-О.

 

Статья 214. Право государственной собственности

 

Комментарий к статье 214

 

Комментируемой статьей установлены правила, регламентирующие право государственной собственности.

Согласно п. 1 комментируемой статьи государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (ст. ст. 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 комментируемой статьи).

Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Данный порядок установлен Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (ред. от 24 декабря 1993 г.).

Частью 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 

Статья 215. Право муниципальной собственности

 

Комментарий к статье 215

 

Комментируемой статьей установлено право муниципальной собственности.

Согласно п. 1 комментируемой статьи имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Частью 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п. 1 статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28 декабря 2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 9 января 2017 г.) в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч. ч. 1 и 1.1 ст. 17 Федерального закона <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2016 г. N Ф10-802/2016 по делу N А14-8067/2015 указано следующее: "В соответствии со ст. 215 ГК РФ собственником имущества муниципального казенного предприятия является муниципальное образование.

Согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

В силу п. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии с п. 1.1 Положения "Об управлении финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж", утвержденного решением Воронежской городской Думы от ***, Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа.

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что в случае недостаточности имущества у МКП ГО г. Воронежа "***" для погашения взыскиваемой суммы задолженности следует взыскать ее в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества основного должника - МО ГО г. Воронежа в лице *** г. Воронежа за счет средств казны муниципального образования.

Согласно резолютивной части решения в порядке субсидиарной ответственности задолженность будет взыскана с собственника имущества основного должника только в случае недостаточности имущества у предприятия.

Отсутствие денежных средств и недостаточность имущества должника проверяются на стадии исполнительного производства.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятом решении и постановлении, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемого решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции"<1>.

--------------------------------

<1>Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2016 г. N Ф10-802/2016 по делу N А14-8067/2015.

 

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

 

Комментарий к статье 216

 

Комментируемой статьей установлены вещные права лиц, не являющихся собственниками.

Согласно п. 1 комментируемой статьи вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268); сервитуты (ст. ст. 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296).

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

На основании п. 4 комментируемой статьи вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 Кодекса.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23 июня 2015 г.) разъяснено, что "на основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ.

Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2010. 21 мая. N 109.

 

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования "***" на нарушение конституционных прав и свобод п. 3 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в Определении от 29 сентября 2015 г. N 2312-О указал следующее: "Оспариваемое законоположение, направленное на обеспечение баланса имущественных интересов собственника имущества и лица, обладающего ограниченным вещным правом на это имущество, в системной взаимосвязи с нормами, регламентирующими правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий (в частности, с пунктом 4 статьи 2, статьей 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьями 113, 300 ГК Российской Федерации и др.), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2312-О.

 

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

 

Комментарий к статье 217

 

Комментируемой статьей предусмотрена приватизация государственного и муниципального имущества.

Согласно положениям комментируемой статьи имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества установлен:

- Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"<1>;

--------------------------------

<1> РГ. 2008. 25 июля. N 158.

 

- Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"<1>;

--------------------------------

<1> Парламентская газета. 2002. 26 янв. N 19.

 

- Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"<1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

 

- ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"<1>;

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

 

- ст. 3 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

 

Конституционный Суд РФ в Постановлении 25 июля 2001 г. N 12-П указал следующее: "В соответствии со статьей 217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества; при приватизации государственного и муниципального имущества применяются также положения данного Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное; таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются субсидиарно. Это означает, что, по крайней мере, с момента принятия решения о приватизации имущества, при подготовке и заключении договора купли-продажи, в том числе с условиями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, в сфере указанных отношений действуют и нормы гражданского права"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2001. 1 авг. N 145.

 

В Апелляционном определении Московского городского суда от 22 апреля 2016 г. по делу N 33-11306/2016 указано, что "согласно положениям ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (ред. от 16 октября 2012) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 того же Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст. 11 названного Закона Российской Федерации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Согласно ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд, в том числе с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке"<1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 22 апреля 2016 г. по делу N 33-11306/2016.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: