Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
Для составления рифмованных текстов по содержанию картины можно обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (дети…, семья…, посуда…)
Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Слова в высказываниях должны рифмоваться.
Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:
Жили-были как-то кто-то,
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори:
»Вот какие кто-то
На картине такой-то…».
Возможны варианты создания рифмованного текста.
Он может начинаться со слов «Если эти кто-то…, то они чего-то…», «Кто-то был такой-то и свершал он то-то…», «Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…».
Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.
Работа строится в определенной последовательности. Сначала с детьми проводится игра «Складушки-ладушки», в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины. Затем осуществляется побуждение детей составлять двустрочные рифмующиеся фразы. На последнем этапе создается рифмованный текст по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.
Советы воспитателям.
- Заучивая или читая детям стихотворения, проводить с детьми их анализ.
- Чаще включать в педагогический процесс игры по составлению рифмы.
- На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.
- Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации.
Алгоритм мыслительных действий при составлении
Рифмованных текстов.
- Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий.
- Подбор рифмующихся между собой слов.
- Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ
- Выделение объектов, изображенных на картине.
- Установление взаимосвязей между объектами.
- Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств).
- Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, метафоры).
- Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после).
- Описание местонахождения объектов на картине.
- Представление себя на картине в качестве одного из объектов.
- Поиски многозначности смысла сюжета картины.
- Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
- Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
- Составление рифмованных текстов по содержанию картины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М., 1979.
2. Альтшуллер, Г.С. Крылья для Икара / Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1980.
3. Гуткович, И.Я. Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей дошкольного возраста / И.Я. Гуткович, И.М. Костракова, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 1994, - 65 с.
4. Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: Симбирская книга, 2001. - 64 с.
5. «Золотой ключик» творческого мышления: сборник методических материалов ДОУ № 277 г. Самары / Под ред. Т.А. Сидорчук. - Челябинск, 2000. - 84 с.
6. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста: сборник научно – методических работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 138 с.
7. Лелюх, С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – Ульяновск, 2003. - 240 с.
8. Мурашковска, И.Н. Картинки без запинки / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. - Санкт-Петербург: ТРИЗ-ШАНС, 1995. - 39 с.
9. Нестеренко, А.А. Страна загадок / А.А. Нестеренко. - Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1995. - 27 с.
10. Сидорчук, Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста / Т.А. Сидорчук. - Ульяновск, 1991. - 52с.
11. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. - Ульяновск, 1995. – 44 с.
12. Сидорчук, Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. - 74 с.
13. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.