Урок издавна был объектом классификации, но, к сожалению, до сих пор эта достаточно сложная проблема не разрешена, и в педагогике единая типология уроков отсутствует. До сих пор наблюдаются различные подходы в классификации уроков.
В 1956 году И.Н. Казанцев в своей книге «Урок в советской школе» классифицировал урок по признаку основного способа их проведения, выде лив семь типов уроков: урок с разнообразными типами занятий, урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы уча щихся в классе, лабораторные и иные практические занятия. А, например, С.В. Иванов в своей работе «Типы и структура урока», взяв за основу клас сификации главные этапы учебного процесса (стадии или моменты хода обучения), выделил восемь типов уроков: вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки образования понятий, установления зако нов и правил, уроки применения полученных знаний на практике, уроки на выков, комбинированные уроки. Классификацию по такому признаку под держивали в свое время многие дидакты и методисты. Уроки классифициро вались и по другим признакам: исходя из методов обучения, содержания и способов проведения уроков, способов организации учебной деятельности учащихся и т.д.
|
|
Комбинированный урок является наиболее распространенным типом урока. В практике работы школы до сих пор, несмотря на все инновации, примерно 50 - 60 % всех уроков являются комбинированными. На них за 45 минут происходит и проверка домашнего задания, и опрос, и процесс усвоения нового материала, и его закрепление, и объяснение домашнего задания. И, что очень важно, из различной постановки этапов, входящих в состав ком бинированного урока, конструируются все остальные типы уроков. Зная его состав и содержание этапов, не трудно разобраться в них и осмыслить типо логию урока. Даже при отказе от традиционного построения урока дидакти ческие требования к опросу, закреплению знаний, изложению и усвоению нового материала остаются в силе, и их нельзя игнорировать. Комбиниро ванный урок еще долго будет находиться на вооружении учителя, и его не имеет смысла отвергать, а надо подвести под него развивающую основу, вскрыть его резервы, показать его неиспользуемые возможности.
Структура комбинированного урока:
1. Организационный этап (задача этого этапа не столько учебно-воспитательная, сколько психологическая):
• приветствие;
• определение отсутствующих;
• проверка готовности учащихся к уроку;
• проверка подготовленности классного помещения к уроку;
• организация внимания.
Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся, кратковременность организационного момента, полная готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
|
|
2. Этап проверки домашнего задания. Учебно-воспитательная задача со стоит в проверке правильности, полноты и сознательности выполнения домашнего задания всем классом, в выяснении причин невыполнения задания отдельными учениками, в устранении в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях, навыках, умениях и осуществление дальнейшего совершенствования последних. По мере возможности к проверке домашнего задания не обходимо привлекать учеников-консультантов, использовать взаимопомощь и самоконтроль учащихся. Проверка домашнего задания позволяет учителю обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпах продвижения учащихся, является необходимым средством для подготовки конкретного урока с учетом достигнутых результатов.
3. Этап всесторонней проверки знаний (опрос по пройденному материалу)
• проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками;
• проверка образа мышления отвечающих учеников;
• проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений;
• комментирование (оценивание) ответов учащихся;
• организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
• сообщение темы изучения нового материала;
• формулировка вместе с учащимися целей и задач изучения нового материала;
• показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;
• постановка перед учащимися учебной проблемы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: активость познавательной деятельности на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала,
5. Этап усвоения новых знаний:
• организация внимания;
• организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала;
Учебно-воспитательная задача данного этапа - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.
6. Этап закрепления новых знаний:
• закрепление новых знаний и умений;
• закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний;
• одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий;
• закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях;
• выработка соответствующих умений и навыков.
|
|
Учебно-воспитательная задача этапа - закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
• подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся;
• мотивирование домашнего задания;
• подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания;
• проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее вы полнения.
Показателем достижения учебно-воспитательной задачи этого этапа является выполнение учащимися домашнего задания (следующий урок). [2]
Учитывая специфику предмета «Трудовое обучение», а именно нали чие этапа практической работы, есть необходимость внести коррективы в структурную схему комбинированного урока (приложение 1).
- Урок усвоения новых знаний
№ | Этапы урока |
Повторение опорных знаний | |
Сообщение цели и темы урока | |
Усвоение новых знаний | |
Упражнения на понимание | |
Самостоятельная работа | |
Обобщение и систематизация | |
7 | Итог урока |
Домашнее задание |
Доминирующее положение по времени и объему в структуре такого урока занимает этап усвоения новых знаний. Все остальные этапы сокра щены во времени и объеме. Задача остальных этапов «обслуживать» процесс усвоения новых знаний уча щимися.
Для успешного проведения урока усвоения новых знаний рекомендуется:
• предельно конкретно определить цели урока (предполагаемый результат);
• тщательно отобрать материал для повторения опорных знаний, способствующий усвоению новых знаний;
• не затягивать этап повторения опорных знаний;
• проводить усвоение новых знаний в соответствии с основными дидактическими принципами, обратив внимание на принцип «выращивания» знаний там, где это целесообразно, и активность обучаемых при ведущей роли преподавателя;
|
|
• закрепить полученные знания материалом учебника; показать образец выполнения упражнения или решения нового типа задач на доске с привлечением к рассуждению учащихся; не забывать о формировании обобщенных умений;
• выставлять отметки учащимся за усвоение новых знаний не ниже той, на которую они учатся, не смешивая с понятием дисциплины на уроке;
• создавать ситуации успеха;
• при целесообразности проведения самостоятельной работы не приравни вать ее к контрольной работе, а рассматривать лишь как информацию об усвоении нового материала учащимися;
• прокомментировать домашнее задание, обратив внимание на сложные моменты;
• обобщить и систематизировать знания;
• подвести итоги урока;
• закончить урок со звонком.