Телевидение в системе СМИ

Телевидение - это среда ве­щания, в которой программы доставляются посредством на­земных передатчиков, по кабелю или через спутники широкой публике и просматриваются из «эфира» как часть обычной об­щественной услуги.

Выгодные (по сравнению с другими СМИ) коммуникативные характеристики ТВ:

- телевидение представляет собой сочетание визуального и аудиального каналов информации, которые передаются и вос­производятся одним каналом

- вездесущность (способность проникать во все доступные электромагнитным импульсам точки пространства);

- экранность, наглядность (способность трансляции сообще­ния в форме движущихся визуальных образов, сопровождаемых звуковым рядом);

- непосредственность, одномоментность пе­редачи аудиовизуальной нефиксированной информации и ее вос­приятия

Функции ТВ:

1.служит средством развлечения, рекреации, способом про­ведения досуга;

2. конструирует «вторую реальность» за пределами опыта и моделирует наше отношение к реальности;

3. предлагает образцы мысли, эмоций, поведения, т. е. стан­дарты, стереотипы, по-разному управляющие человеком;

4.наделено технологиями для реализации общественных фун­кций, а целей, включая манипуляцию со­знанием масс.

Специфика Российского ТВ по сравнению с остальным миром:

- существует по законам коммерческой модели вещания (как в США), и прямо противоположна западноевропейским телесистемам. В ней телеканалам законодательно предоставлена полная свобода от государства, общества, культурных ценностей, а инструмен­тов социальной ответственности нет. Домини­рует рейтинговая модель, ориентированная на максимизацию прибылей от рекламы. Преобладает информаци­онно-развлекательный контент, поэтому телевидение России почти не выполняет ценностно-ориентирующую, аналитическую и организаторскую функции.

- действиям отечественных телевещателей свой­ственна политико-экономическая цикличность. Выделяются дваэтапа: первый — включенность в предвыборные компании, ког­да проявляется их политическая ангажированность; второй — межвыборное время, когда телеканалы переходят в «режим биз­неса», извлечения прибыли вне политики.

- телевизионное пространство (как и пресса), подда­ется децентрализации. Вырос интерес аудитории к региональным но­востям, что подтверждает укрепление региональных выпусков новостей на всех федеральных каналах.

- свободная, независимая тележурналистика в Рос­сии скована усилением политического влияния государства на все каналы, давлением или даже изменением собственников, концеп­ций каналов (НТВ, ОРТ, ТВ-6).

Перспективы развития ТВ.

1.Новые технологии:

- повышается качество воспроизведения. Внедряются разные стандарты ТВЧ — телевидения высокой четкости. Они резко повышают качество видеосигнала путем двух-трехкратного увеличения его объема — с 500-600 строк до 2000 — и, возможно, изменения традиционного формата 4:3 на широкоэкранные 16:10 и 16:9. Для этого запускается массовое производство телевизоров с ЖКД-дисплеями и вакуумными панелями. Параллельно расширяются возможности звука, позволяя вместо моносигнала подавать сте­реофоническое или даже расширенное пространственное звуча­ние на нескольких языках по выбору зрителя.

- множатся способы доставки передач реципиента - спутниковое вещание, кабельное телевидение. Эти системы способны обеспечивать в домашних условиях выбор из 200-300 телепрограмм.

- расширение спектра функций теле­видения: узкая специализация каналов, программ и передач по отдельным сегментам аудитории, учитывающая их любительские, образовательные, профессиональные интересы. Усиление интерактивности предлагает реципиентам выбирать передачи, изменять время их просмотра с помощью банков хра­нения телепрограмм и даже влиять на содержание. В ближай­шем будущем получат развитие системы справочного телеви­дения, продолжится усиление обратной связи.

!!! Телевидение образует особую группу СМИ, отличающуюся огромным разнообразием средств, форм, технологий и сегмен­тов вещания. Возникают основания для их классификаций.

1. Системы вещания.

По способу кодировки сигнала есть аналоговое и цифровое ТВ.

Аналоговое вещание. Данный тип передачи сигнала основан на физико-механическом кодировании информации. Традицион­ное аналоговое вещание позволяет кодировать цветной сигнал в 625 строк с частотой 50 кадров в секунду (европейская систе­ма).или 525 строк с частотой 60 кадров в секунду (азиатская-североамериканская система), включая монозвук. При этом из-за серьезных потерь при передаче сигнала по воздуху, а также приема его на антенну и декодирования экран телевизора реаль­но воспроизводит около 400-500 строк от тех, что передаются изначально.

четыре формата аналогового эфирного вещания:

1. NTSC (National Television System Committee, предложена США, начало регулярного вещания произошло в 1953 г., действу­ет более чем в 30 странах (США, Канада, Япония, Южная Корея, ряд стран Центральной и Южной Америки);

2. PAL (Phase Alternation Line, предложена Германией, начало регулярного вещания в 1966 г., принята в множестве государств Западной Европы, Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Ки­тае, КНДР и Австралии);

3. SEC AM (предложена Францией, начало регулярного веща­ния в 1967 г., используется 40 странами (в России и странах бывшего СССР, в Греции, странах Восточной Европы и Северной Африки, во Вьетнаме и Афганистане).

4. Черно-белая телевизионная система (функционирует в слабо развитых странах Африки, Южной Америки, Азии и Океании).

Цифровое вещание. - более качественная система ве­щания.

В России о перспективы развития цифрового вещания крайне. Существующий ГОСТ очень консервативен: согласно ему, пока естъ хотя бы один телевизор SECAM, полностью перейти на новую систему невозможно. Кроме того, внедрение нового стандарта — дорогой проект, сопоставимый по себестоимости с крупным космическим, а государство в данном случае не слишком заинтересовано в нем.

По способу технологии передачи сигнала есть эфирное и спутниковое (по воздуху) и кабельное (по проводам).

Эфирное вещание.

С одной стороны вмещает много информа­ции, но с другой — по физическим характеристикам не способно распространяться на очень большие расстояния.

Эфирное телевидение передает сигнал по цепочке: студия (телецентр) — передатчик на мач­те — телевизор. Такое вещание преобладает в мировой практике, хотя развитые страны от него постепенно отказываются.

Кабельное вещание. С точки зрения физики, «использование кабеля позволяет уменьшить влияние внешних помех на полез­ный сигнал и, следовательно, передать его более качественно, чем через эфир».

Благодаря ему телевидение становится ин­терактивным. Зрители обретают возможность выбирать про­граммы, регулировать и изменять содержание, участвовать в передачах, а также получать ряд дополнительных услуг, таких как многопрофильная справочная, телемагазин, телеаукцион, телебиржа, образование и мн. др.

Проблемы российских кабельных систем — отсутствие материально-технической базы, проблемы организации, финан­сирования, нарушения авторских прав. Как правило, они просто ретранслируют уже существующие каналы, не создавая ново­го информационного продукта.

Спутниковое вещание. Системы спутникового вещания базируются на спутниках, расположенных на так называемой геостационарной орбите. Эта орбита проходит в районе экватора, период обращения устрой­ства составляет ровно 24 часа. Вращение спутника на высоте 36000 км полностью совпадает с вращением Земли.Зона покрытия спутника устойчивым сигналом составляет примерно около 1/3 поверхности земного шара.

Вещание с помощью спутника, когда телеинформация посту­пает прямо на домашнюю «тарелку» без антенн-посредников, получило также название «непосредственного» телевидения.

Основа - прямые трансляции и новости, а также сегментирован­ные каналы для узких аудиторных групп.

Мобильное (сотовое) вещание. Данный тип выделяется пока лишь условно. Он развивается на стыке цифрового телевидения и спутниковой связи. Стандарты мобильного вещания уже разработаны, и производители телефонов готовы поддерживать ус­лугу мобильного телевидения на аппаратном уровне. Однако его развитие тормозится экономическими факторами.

2. Субъект управления: государственные, коммерческие и обще­ственные каналы.

Государственные: выполняют функцию информационного инструмента государства, движимы его поли­тической волей. К их числу принадлежит два крупнейших теле­визионных производства России - ВГТРК (Всероссийская государственная телерадиовещательная компа­ния — огромный холдинг, объединяющий федеральные телеканалы «Россия», «Спорт», «Культура» и 89 региональных телекомпаний.)и с некоторыми ого­ворками ОРТ (контрольный па­кет акций компании принадлежит государственным и близким к ним структурам, которые оказывают на нее прямое влияние).

Коммерческие - все ве­щатели, которые не являются собственностью госструктур(НТВ, СТС, ТНТ, Ren-TV). Цель — извлечение при­были. Основа вещания «новости —- кинопоказ — шоу».

Общественные - в о многих странах существует телевидение публичное, выражающее общественное мнение. Оно не принадлежит государственным структурам и финансируется телезрителями (за счет абонентской платы либо оплаты просмотра отдельных передач, а также с помощью благотворительных взносов и спонсорства). За пользо­вание каналом люди платят деньги. Провозглашается и реали­зуется объективность информации. Общественный канал одно­временно управляется и контролируется множеством обществен­ных организаций и граждан.

3 .Характер производства: Вещательные телекомпании — имеющие право на веща­ние, оснащенные техникой или арендующие ее для этого (ВГТРК, ОРТ, НТВ, СТС и т. п.), продюсерские центры — производящие контент, создают телепередачи на средства вещателей (ВиО, АТВ, Гимини Фильм Интернешнл и мн. др), вещательные Продюсерские центры —- производящие вы­пуск телепередач, выкупающие эфир у телекомпаний по опто­вым расценкам, размещающие рекламу и получающие доход от нее, постоянно расширяющие сферу производства.

4 .География вещания: федеральные, региональные каналы и телесети.

Федеральные - статус федерального присваивается тем вещателям, зона покрытия которых превышает 85% территории России («Россия» и ОРТ, с некоторыми оговорками НТВ).

Региональные «Юг России», «Восток», «Кавказский регион». Круп­нейший вещатель Северо-Западного округа, в т. ч. Санкт-Пе­тербурга — телекомпания «5-й канал», «Твое TV» (Питер)

Сетевые. Разница между одиночными вещателями и сете­выми СМИ заключается в специфике информационной политики и контенте. По охвату сетевые каналы делятся на глобальные и российские.

Глобальные телесети работают в режи­ме информационных агентств. Они специализируются на ново­стном вещании для всего мирового населения. Задачи: оперативность, объективность, ответственность. Существует следующая классификация гло­бальных телевизионных сетей:

1. Информационные

— глобальные (универсальные телеканалы новостей (CN"N International, ВВС World), финансово-экономической информации (CNBC), спортивные (ESPN International));

— региональные (универсальные телеканалы новостей (Euronews), спортивные (Eurosport), информационно-развлекательные (TV 5, BBC America).

2. Научно-популярные, в т. ч. универсальные (National Geographic, Discovery) и тематические (Discovery Planet)

3. Развлекательные (музыкальные (MTV); каналы телефильмов и кинофильмов (TNT, Hallmark); детские (Fox Kids); региональная универсаль­ная телесеть (ВВС Prime); другие (Fashion TV, Reality TV)).

Российские телесети: Ren-TV, СТС, ТНТ- Они могут быть раз­делены на две группы:

1. модель «центр-регион», головная компания работает как производитель и вещатель, ретрансляция близкими каналами в регионах на договорной основе (сеть Ren-TV);

2. модель равноправия регионов, основаны на партнерских отношениях региональных телекомпаний, равноправность парт­неров, строгое подчинение центру, наличие центральной произ­водящей части и относительно свободных регионалов (СТС).

5. Программные классификации:

1. Креативные телепроекты. Формы реализации: игровые и театральные серии, студий­ная журналистика. Примеры: «Поединок», ТВС; «К барьеру», НТВ.

2. Креативно-технические проекты. Формы: сложные интерактивные игровые проекты. Примеры: «Глас народа», НТВ.

3. Организационно-технические проекты. Формы: спортивный репортаж, эстрадные выступления и др. Примеры: «Формула-1», Олимпийские игры, трансляции церемо­ниальных актов.

4. Организационные проекты. Формы: информационные каналы. Примеры: РБК ТВ4.

С точки зрения сроков реализации в телевизионном производ­стве выделяются:

1. Событийные проекты — репортажи, очерки и трансляции (от одного до трех месяцев с момента запуска).

2. Сериальные проекты — телесериалы, произведения с уста­новленным числом эпизодов

3. Циклические проекты—ток-шоу, информационно-аналитичес­кие программы различного хронометража, обладающие постоян­ной периодичностью - часто повто­ряющиеся производственные периоды от нескольких дней до месяца.

6. По новизне и креативному потенциалу передач:

1. лицензионные, использующие западные модели телепрог­раммы;

2. отечественное сериальное производство, основанное на ис­пользовании оригинального литературного материала;

3. модернизация и ремаркетинг существующих программ;

4. креативное направление, использующее оригинальные идеи и методы их реализации;

5. коммерческое тиражирование программ в рамках единой тематической ниши

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: