Телевидение - это среда вещания, в которой программы доставляются посредством наземных передатчиков, по кабелю или через спутники широкой публике и просматриваются из «эфира» как часть обычной общественной услуги.
Выгодные (по сравнению с другими СМИ) коммуникативные характеристики ТВ:
- телевидение представляет собой сочетание визуального и аудиального каналов информации, которые передаются и воспроизводятся одним каналом
- вездесущность (способность проникать во все доступные электромагнитным импульсам точки пространства);
- экранность, наглядность (способность трансляции сообщения в форме движущихся визуальных образов, сопровождаемых звуковым рядом);
- непосредственность, одномоментность передачи аудиовизуальной нефиксированной информации и ее восприятия
Функции ТВ:
1.служит средством развлечения, рекреации, способом проведения досуга;
2. конструирует «вторую реальность» за пределами опыта и моделирует наше отношение к реальности;
3. предлагает образцы мысли, эмоций, поведения, т. е. стандарты, стереотипы, по-разному управляющие человеком;
4.наделено технологиями для реализации общественных функций, а целей, включая манипуляцию сознанием масс.
Специфика Российского ТВ по сравнению с остальным миром:
- существует по законам коммерческой модели вещания (как в США), и прямо противоположна западноевропейским телесистемам. В ней телеканалам законодательно предоставлена полная свобода от государства, общества, культурных ценностей, а инструментов социальной ответственности нет. Доминирует рейтинговая модель, ориентированная на максимизацию прибылей от рекламы. Преобладает информационно-развлекательный контент, поэтому телевидение России почти не выполняет ценностно-ориентирующую, аналитическую и организаторскую функции.
- действиям отечественных телевещателей свойственна политико-экономическая цикличность. Выделяются дваэтапа: первый — включенность в предвыборные компании, когда проявляется их политическая ангажированность; второй — межвыборное время, когда телеканалы переходят в «режим бизнеса», извлечения прибыли вне политики.
- телевизионное пространство (как и пресса), поддается децентрализации. Вырос интерес аудитории к региональным новостям, что подтверждает укрепление региональных выпусков новостей на всех федеральных каналах.
- свободная, независимая тележурналистика в России скована усилением политического влияния государства на все каналы, давлением или даже изменением собственников, концепций каналов (НТВ, ОРТ, ТВ-6).
Перспективы развития ТВ.
1.Новые технологии:
- повышается качество воспроизведения. Внедряются разные стандарты ТВЧ — телевидения высокой четкости. Они резко повышают качество видеосигнала путем двух-трехкратного увеличения его объема — с 500-600 строк до 2000 — и, возможно, изменения традиционного формата 4:3 на широкоэкранные 16:10 и 16:9. Для этого запускается массовое производство телевизоров с ЖКД-дисплеями и вакуумными панелями. Параллельно расширяются возможности звука, позволяя вместо моносигнала подавать стереофоническое или даже расширенное пространственное звучание на нескольких языках по выбору зрителя.
- множатся способы доставки передач реципиента - спутниковое вещание, кабельное телевидение. Эти системы способны обеспечивать в домашних условиях выбор из 200-300 телепрограмм.
- расширение спектра функций телевидения: узкая специализация каналов, программ и передач по отдельным сегментам аудитории, учитывающая их любительские, образовательные, профессиональные интересы. Усиление интерактивности предлагает реципиентам выбирать передачи, изменять время их просмотра с помощью банков хранения телепрограмм и даже влиять на содержание. В ближайшем будущем получат развитие системы справочного телевидения, продолжится усиление обратной связи.
!!! Телевидение образует особую группу СМИ, отличающуюся огромным разнообразием средств, форм, технологий и сегментов вещания. Возникают основания для их классификаций.
1. Системы вещания.
По способу кодировки сигнала есть аналоговое и цифровое ТВ.
Аналоговое вещание. Данный тип передачи сигнала основан на физико-механическом кодировании информации. Традиционное аналоговое вещание позволяет кодировать цветной сигнал в 625 строк с частотой 50 кадров в секунду (европейская система).или 525 строк с частотой 60 кадров в секунду (азиатская-североамериканская система), включая монозвук. При этом из-за серьезных потерь при передаче сигнала по воздуху, а также приема его на антенну и декодирования экран телевизора реально воспроизводит около 400-500 строк от тех, что передаются изначально.
четыре формата аналогового эфирного вещания:
1. NTSC (National Television System Committee, предложена США, начало регулярного вещания произошло в 1953 г., действует более чем в 30 странах (США, Канада, Япония, Южная Корея, ряд стран Центральной и Южной Америки);
2. PAL (Phase Alternation Line, предложена Германией, начало регулярного вещания в 1966 г., принята в множестве государств Западной Европы, Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Китае, КНДР и Австралии);
3. SEC AM (предложена Францией, начало регулярного вещания в 1967 г., используется 40 странами (в России и странах бывшего СССР, в Греции, странах Восточной Европы и Северной Африки, во Вьетнаме и Афганистане).
4. Черно-белая телевизионная система (функционирует в слабо развитых странах Африки, Южной Америки, Азии и Океании).
Цифровое вещание. - более качественная система вещания.
В России о перспективы развития цифрового вещания крайне. Существующий ГОСТ очень консервативен: согласно ему, пока естъ хотя бы один телевизор SECAM, полностью перейти на новую систему невозможно. Кроме того, внедрение нового стандарта — дорогой проект, сопоставимый по себестоимости с крупным космическим, а государство в данном случае не слишком заинтересовано в нем.
По способу технологии передачи сигнала есть эфирное и спутниковое (по воздуху) и кабельное (по проводам).
Эфирное вещание.
С одной стороны вмещает много информации, но с другой — по физическим характеристикам не способно распространяться на очень большие расстояния.
Эфирное телевидение передает сигнал по цепочке: студия (телецентр) — передатчик на мачте — телевизор. Такое вещание преобладает в мировой практике, хотя развитые страны от него постепенно отказываются.
Кабельное вещание. С точки зрения физики, «использование кабеля позволяет уменьшить влияние внешних помех на полезный сигнал и, следовательно, передать его более качественно, чем через эфир».
Благодаря ему телевидение становится интерактивным. Зрители обретают возможность выбирать программы, регулировать и изменять содержание, участвовать в передачах, а также получать ряд дополнительных услуг, таких как многопрофильная справочная, телемагазин, телеаукцион, телебиржа, образование и мн. др.
Проблемы российских кабельных систем — отсутствие материально-технической базы, проблемы организации, финансирования, нарушения авторских прав. Как правило, они просто ретранслируют уже существующие каналы, не создавая нового информационного продукта.
Спутниковое вещание. Системы спутникового вещания базируются на спутниках, расположенных на так называемой геостационарной орбите. Эта орбита проходит в районе экватора, период обращения устройства составляет ровно 24 часа. Вращение спутника на высоте 36000 км полностью совпадает с вращением Земли.Зона покрытия спутника устойчивым сигналом составляет примерно около 1/3 поверхности земного шара.
Вещание с помощью спутника, когда телеинформация поступает прямо на домашнюю «тарелку» без антенн-посредников, получило также название «непосредственного» телевидения.
Основа - прямые трансляции и новости, а также сегментированные каналы для узких аудиторных групп.
Мобильное (сотовое) вещание. Данный тип выделяется пока лишь условно. Он развивается на стыке цифрового телевидения и спутниковой связи. Стандарты мобильного вещания уже разработаны, и производители телефонов готовы поддерживать услугу мобильного телевидения на аппаратном уровне. Однако его развитие тормозится экономическими факторами.
2. Субъект управления: государственные, коммерческие и общественные каналы.
Государственные: выполняют функцию информационного инструмента государства, движимы его политической волей. К их числу принадлежит два крупнейших телевизионных производства России - ВГТРК (Всероссийская государственная телерадиовещательная компания — огромный холдинг, объединяющий федеральные телеканалы «Россия», «Спорт», «Культура» и 89 региональных телекомпаний.)и с некоторыми оговорками ОРТ (контрольный пакет акций компании принадлежит государственным и близким к ним структурам, которые оказывают на нее прямое влияние).
Коммерческие - все вещатели, которые не являются собственностью госструктур(НТВ, СТС, ТНТ, Ren-TV). Цель — извлечение прибыли. Основа вещания «новости —- кинопоказ — шоу».
Общественные - в о многих странах существует телевидение публичное, выражающее общественное мнение. Оно не принадлежит государственным структурам и финансируется телезрителями (за счет абонентской платы либо оплаты просмотра отдельных передач, а также с помощью благотворительных взносов и спонсорства). За пользование каналом люди платят деньги. Провозглашается и реализуется объективность информации. Общественный канал одновременно управляется и контролируется множеством общественных организаций и граждан.
3 .Характер производства: Вещательные телекомпании — имеющие право на вещание, оснащенные техникой или арендующие ее для этого (ВГТРК, ОРТ, НТВ, СТС и т. п.), продюсерские центры — производящие контент, создают телепередачи на средства вещателей (ВиО, АТВ, Гимини Фильм Интернешнл и мн. др), вещательные Продюсерские центры —- производящие выпуск телепередач, выкупающие эфир у телекомпаний по оптовым расценкам, размещающие рекламу и получающие доход от нее, постоянно расширяющие сферу производства.
4 .География вещания: федеральные, региональные каналы и телесети.
Федеральные - статус федерального присваивается тем вещателям, зона покрытия которых превышает 85% территории России («Россия» и ОРТ, с некоторыми оговорками НТВ).
Региональные «Юг России», «Восток», «Кавказский регион». Крупнейший вещатель Северо-Западного округа, в т. ч. Санкт-Петербурга — телекомпания «5-й канал», «Твое TV» (Питер)
Сетевые. Разница между одиночными вещателями и сетевыми СМИ заключается в специфике информационной политики и контенте. По охвату сетевые каналы делятся на глобальные и российские.
Глобальные телесети работают в режиме информационных агентств. Они специализируются на новостном вещании для всего мирового населения. Задачи: оперативность, объективность, ответственность. Существует следующая классификация глобальных телевизионных сетей:
1. Информационные
— глобальные (универсальные телеканалы новостей (CN"N International, ВВС World), финансово-экономической информации (CNBC), спортивные (ESPN International));
— региональные (универсальные телеканалы новостей (Euronews), спортивные (Eurosport), информационно-развлекательные (TV 5, BBC America).
2. Научно-популярные, в т. ч. универсальные (National Geographic, Discovery) и тематические (Discovery Planet)
3. Развлекательные (музыкальные (MTV); каналы телефильмов и кинофильмов (TNT, Hallmark); детские (Fox Kids); региональная универсальная телесеть (ВВС Prime); другие (Fashion TV, Reality TV)).
Российские телесети: Ren-TV, СТС, ТНТ- Они могут быть разделены на две группы:
1. модель «центр-регион», головная компания работает как производитель и вещатель, ретрансляция близкими каналами в регионах на договорной основе (сеть Ren-TV);
2. модель равноправия регионов, основаны на партнерских отношениях региональных телекомпаний, равноправность партнеров, строгое подчинение центру, наличие центральной производящей части и относительно свободных регионалов (СТС).
5. Программные классификации:
1. Креативные телепроекты. Формы реализации: игровые и театральные серии, студийная журналистика. Примеры: «Поединок», ТВС; «К барьеру», НТВ.
2. Креативно-технические проекты. Формы: сложные интерактивные игровые проекты. Примеры: «Глас народа», НТВ.
3. Организационно-технические проекты. Формы: спортивный репортаж, эстрадные выступления и др. Примеры: «Формула-1», Олимпийские игры, трансляции церемониальных актов.
4. Организационные проекты. Формы: информационные каналы. Примеры: РБК ТВ4.
С точки зрения сроков реализации в телевизионном производстве выделяются:
1. Событийные проекты — репортажи, очерки и трансляции (от одного до трех месяцев с момента запуска).
2. Сериальные проекты — телесериалы, произведения с установленным числом эпизодов
3. Циклические проекты—ток-шоу, информационно-аналитические программы различного хронометража, обладающие постоянной периодичностью - часто повторяющиеся производственные периоды от нескольких дней до месяца.
6. По новизне и креативному потенциалу передач:
1. лицензионные, использующие западные модели телепрограммы;
2. отечественное сериальное производство, основанное на использовании оригинального литературного материала;
3. модернизация и ремаркетинг существующих программ;
4. креативное направление, использующее оригинальные идеи и методы их реализации;
5. коммерческое тиражирование программ в рамках единой тематической ниши