(http://www.samara2025.ru/project/center)
Программно-целевые структуры могут создаваться как на постоянной основе (департамент перспективного развития города и инвестиционной политики, департамент стратегического развития, подчиненный непосредственно главе), отдел инвестиционной политики и программ, отдел перспективного развития), так и в качестве временных, подлежащих ликвидации после достижения поставленной цели. Не исключена организация аутсорсингового проектного офиса.
14 апреля 2014 г. Распоряжением Минэкономразвития России № 26Р-АУ были утверждены методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.
|
|
| ||||||
|
|
| ||||||
|
|
|
Внедрение проектного управления должно увеличить эффективность использования ресурсов и эффективность взаимодействия органов власти с другими организациями; повысить прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений - то есть в конечном итоге обеспечить достижение запланированных результатов.
(http://pmpractice.ru/solution/goverment/rekomend-minkomrazvitiya/)
Уровни управления в администрациях муниципальных образований. Организационные структуры администраций характеризуются разным количеством уровней управления:
1) низовое звено- отдел администрации или территориального подразделения администрации. Как правило, отдел администрации включает 2-7 работников, что находится в пределах нормы управляемости его руководителя;
2) среднее звено - управление или комитет, территориальный орган, состоящий из нескольких отделов;
3) среднее звено - департамент,состоящий из нескольких управлений и комитетов; данная структура характерна только для крупных городов, часто директор департамента является одновременно заместителем главы администрации;
4) высшее звено - заместитель главы администрации,в прямом подчинении которого может находиться несколько отделов, комитетов и департаментов;
5) высшее звено - первый заместитель главы администрации (вице-мэр);он может рассматриваться как отдельный уровень управления лишь в том случае, если ему напрямую подчинены некоторые другие заместители;
6) высшее звено - глава администрации (мэр).
При построении организационных структур местных администраций возможны разные сочетания перечисленных уровней управления:
1) трехуровневая (глава администрации, его заместители, отделы);
2) четырехуровневая (глава администрации, его заместители, управления и комитеты, отделы);
3) пятиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы);
4) шестиуровневая (глава администрации, его заместители, департаменты, управления и комитеты, отделы, территориальные администрации).
Количество уровней управления зависит от основных характеристик муниципального образования (численность населения, размер территории, характер расселения на территории, ресурсный потенциал, основные виды экономической деятельности и направления предпринимательской активности, квалификация и профессионализм персонала органов местного самоуправления, организационная культура, статус и имидж руководителя, стиль руководства).
Нормы управляемости и загруженность главы администрации. При оценке загруженности главы администрации (без учета собственного аппарата: помощников, советников, референтов, секретарей и др.) необходимо учитывать количество и состав структурных подразделений и должностных лиц администрации, находящихся в прямом подчинении главы администрации. Несоблюдение норм управляемости приводит к тому, что у руководителей высшего уровня не остается времени для решения стратегических задач.
Непосредственно главе местной администрации, как правило, подчиняются следующие структурные подразделения:
- финансовый орган (управление или комитет);
- управление делами (юридическая служба, общий отдел, организационный отдел, бухгалтерия, пресс-служба и т.п.);
- отдел по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
- военно-мобилизационный отдел;
Загруженность главы администрации текущими делами в значительной мере зависит от того, какая роль в структуре администрации отводится первому заместителю главы и каково количество структурных подразделений и руководителей, находящихся в непосредственном подчинении первого заместителя, какова направленность его деятельности. Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся направлений деятельности первого заместителя главы: экономика, финансы, муниципальное имущество, промышленность; жилищно-коммунальное хозяйство; социальная сфера, руководство аппаратом, а также смешанный тип (включает сферы деятельности, входящие в разные направления в различных сочетаниях).
Количество заместителей главы администрации зависит от схемы распределенияблоков взаимосвязанных функций:
1. Блок экономики и финансов, ответственный за прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории, формирование и исполнение бюджета, промышленная политика и взаимодействие с хозяйствующими субъектами, определяющими налоговую базу бюджета и занятость населения территории, взаимодействие с финансовыми структурами города, формирование и размещениев рамках расходной части бюджета сводного муниципального заказа города, формирование инвестиционной политики города.
В крупном городе руководство составными частями этого блока может быть распределено между несколькими заместителями, но тогда координацию работы блока в целом должен обеспечивать первый заместитель главы либо сам глава администрации.
2. Блок управления недвижимостью, ответственный за эффективное использование муниципальной собственности, включая собственность на землю и природные ресурсы, и за формирование имущественной части доходов бюджета.
3. Блок управления городским хозяйством, ответственный за жизнеобеспечение города (ЖКХ, коммунальная энергетика, транспорт, дороги, содержание территории города).
В крупном городе руководство данным блоком может быть распределено между несколькими заместителями, при условии назначения единого координатора в. ранге не ниже первого заместителя главы. Управление строительством в крупных городах может быть выделено в отдельный блок, возглавляемый заместителем главы, а в других городах входить в состав блока управления городским хозяйством.
4. Социальный блок, ответственный за все составные части социальной политики, за поддержание и наращивание человеческого потенциала (человеческого капитала) города.
В крупном городе данный блок может быть разделен на два: блок, обеспечивающий физиологические функции человека (здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт) и гуманитарный блок (образование, наука, культура, молодежная политика).
5. Административный блок, в состав которого может входить не только руководство аппаратом администрации, но и вопросы общественной безопасности, организация взаимодействия администрации с представительным органом местного самоуправления, организация взаимодействия с населением и общественными организациями, организация контрольной работы.
В крупном городе в отдельные блоки могут быть выделены вопросы общественной и экологической безопасности.
В ведении разных заместителей (или главы и заместителя) оказываются вопросы управления экономикой, финансами, имуществом и земельными ресурсами, городского транспорта и дорог. И, наоборот, в одном блоке управления могут оказаться вопросы инвестиционной политики (чисто экономическая функция) и капитального строительства (преимущественно технологическая функция), строительства жилья (технологическая функция) и его распределения (социальная функция), управления жилищно-коммунальным хозяйством (жизнеобеспечивающая функция) и распределения жилищных субсидий (социальная функция).
7. Структурные подразделения со статусом юридического лица. Наделение некоторых структурных подразделений администрации статусом юридического лица играет важную роль в общей системе муниципального управления. Для таких функциональных подразделений, как финансовый орган и орган по управлению муниципальной собственностью, статус юридического лица является обязательным. Кроме того, эти органы должны иметь право и возможность представлять и защищать финансовые и имущественные интересы города в судебных инстанциях.
Ключевыми задачами совершенствования оргструктур являются:
- оптимизация численности за счёт исключения дублирования функций, их частичной централизации и передачи части вспомогательных функций, не относящихся к ядру деятельности администрации на аутсорсинг;
- оптимизация состава подразделений, сокращение числа уровней управления и обеспечение соблюдения норм управляемости;
- обеспечение гибкости и комплексности в управлении функционированием и развитием муниципального образования за счёт создания программно-целевых и проектно-ориентированных подразделений.
Муниципальная служба
Муниципальная служба - э то деятельность на постоянной основе в органах МСУ на должностях, которые не являются выборными. Отличие статуса муниципальных служащих от статуса выборных должностных лиц показано в таблице 1.
Деятельность муниципальных служащих регламентируется федеральным и региональным законодательством, уставом МО, стандартами деятельности, а также должностными регламентами и инструкциями.
Закон представляет муниципальными служащим необходимые права и социальные гарантии. Однако в их деятельности есть ограничения. В частности муниципальные служащие не в праве заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической и научной и иной творческой деятельности.