Урок-основная форма организации обучения в школе. Типология и структура уроков

Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности: 1) постоянный состав учащихся; 2) устойчивые временные рамки занятий; 3) заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.

Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и виды учебной работы: 1) работу над пройденным материалом; 2) осмысление и усвоение новой темы; 3) выработку практических умений и навыков.

Уроки изложения нового материала учителем посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах, при изучении объемного и сложного материала.

Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков.

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года.

Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах.

Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и выполнение письменных контрольных работ.

Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения. Элементы урока многочисленны, но методы и формы обучения, технические средства, методы контроля знаний, цель урока не являются его компонентами. Долгое время структура урока ассоциировалась с постоянной, застывшей схемой комбинированного урока.

Педагог М. И. Махмутов считает, что структура урока должна учитывать: 1) закономерности процесса обучения; 2) закономерности процесса усвоения; 3) закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 4) виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Главными элементами урока, которые отражают все эти закономерности, являются: 1) формирование и актуализация новых понятий и способов действий; 2) применение усвоенного.

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. При этом урок будет эффективным и информативно полным лишь тогда, когда учитель четко понимает, что все компоненты урока взаимосвязаны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: