Психологические особенности развития детей

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Его первой и важнейшей обязанностью становится отныне учение. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению как к приобретению новых знаний, умений и навыков, накоплению систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что это труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок не привык трудиться, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к школе. Для того чтобы этого не случилось, учитель и родители должны объяснять ребенку мысль, что учение – это серьезное и очень интересное дело, позволяющее узнать много нового, занимательного, нужного.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление

Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года дети много работают с наглядными образцами, то дальше объем таких заданий сокращается. Это соответствует возрастным тенденциям, но обедняет интеллект ребенка. Поэтому большое значение имеет развитие творческого мышления по средствам курса «Учусь творчески мыслить». Хорошо, когда развивается и словесно-логическое и образное мышление.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание

Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Ребенок в этом возрасте может сосредоточенно заниматься одним делом только 10–20 минут. Функция внимания имеет некоторые возрастные особенности. Для учащихся начальных классов основная из них – слабость произвольного внимания, при этом возможности волевого регулирования, управления им ограниченны. Если учащиеся старших классов могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.). Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети бывают невнимательными по различным причинам: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьезного отношения к учебе, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Правильная организация рабочего места!

Возрастные особенности памяти развиваются под влиянием обучения. Усиливаются роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. Младшие школьники лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.Поэтому необходимо учить школьников дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.

Мотивация

Что движет ребенком, какие желания у него возникают в начале школьной жизни? Приобретая внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично.Один из самых важных для ребенка мотивов учения связан с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учиться, его хвалит учитель и родители, его ставят в пример другим. Это обеспечивает ему особый статус в классе, ребенок ощущает эмоциональное благополучие.К широким социальным мотивам помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование.Как же обстоит дело с познавательной мотивацией - стремление получать знания, стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний?

Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня.

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах свойственно детям одаренным. Их немного, но родители школьников, которые проявляют повышенный интерес к изучению какой-либо дисциплины, должны обязательно поговорить с учителем и познакомиться с информацией о сопровождении одаренных детей.

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет становление самооценки, которая напрямую зависит от оценки учителя и родителей учебной деятельности ребенка. Школьники, ориентируясь на оценки учителя, считают себя хорошо или не очень хорошо успевающими. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка. Для успевающих детей свойственна завышенная самооценка, а для других - заниженная.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: