Определите тезис, аргументы и правильность следующих доказательств и опровержений

1) Тщательный научный анализ останков царской семьи позволил опровергнуть слухи о том, что они, якобы, не являются останками членов семьи Николая II.

2) Преподаватель возражает на уверения студента, что он читал заданную книгу: «Если бы вы действительно прочли эту книгу, то вы бы смогли указать её структуру, пересказать содержание, назвать проблемы, которые в ней обсуждаются. Но вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего. Значит, вы её не читали.

3) При любых расстройствах здоровья следует обратиться к врачу. Частые боли в желудке – признак расстройства здоровья. Вам следует обратиться к врачу.

4) У всех преподавателей отпуск летом. И у Ивана Ивановича отпуск летом. Значит, он преподаватель.

6) Если иностранное судно входит в наши морские пределы и не реагирует на сигналы береговых служб, то к нему могут быть применены чрезвычайные санкции.

Упражнение 29.

К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите, является ли обоснование тезиса достоверным или вероятным.

Образец:

А) Записываем тезис:

Проникающее ножевое ранение опасно для жизни. (Т)

Б) Подбираем аргументы:

- при таком ранении возможно повреждение внутренних органов и в результате – нарушение их функциональной деятельности (А 1)

- возникает кровотечение и возможна смерть от потери крови (А 2)

- высока вероятность занесения инфекции (А 3)

Неполная индукция.

Г) Аргументируемый тезис правдоподобен.

Решите самостоятельно.

1. Увлечение учащихся телевизионными передачами является причиной их плохой успеваемости.

2. Скорее всего, полные сборы обеспечивало участие в концерте зарубежного исполнителя.

3. В процессе расследования дела ограбления музея выяснилось, что у задержанных на месте преступления Ручкина и Чижова должен быть сообщник.

4. Многие герои античной мифологии – боги.

5. Некоторые уголовные дела, возбужденные в этом году, остались нераскрытыми.

6. Экспертизой установлено, что дом на Тверской разрушен из-за ветхости.

7. Вероятно, что Перепелицын и Окунев именно те лица, которые совершали мелкие кражи в гардеробе.

8. Рост преступлений в стране связан, как правило, с увеличением потребления спиртного.

 

Тема 8. Гипотеза

Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованные предположения, объясняющие свойства и причины исследуемых явлений. Предположения, не имеющие обоснования, статусом гипотез не обладают и являются простыми догадками. Любая гипотеза имеет исходные данные или основания, и конечный результат рассуждения – предположения. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап – проверка гипотезы.

Виды гипотез

В зависимости от различных оснований классификации выделяются следующие виды гипотез:

1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы:

- описательные

- объяснительные.

2. В зависимости от масштабов объекта исследования гипотезы подразделяются на:

- общие,

- частные,

- единичные.

Выделяют также понятие «рабочая гипотеза».

Гипотезы могут быть совместимыми, либо не совместимыми.

Гипотезы совместимы, если находятся в отношениях: 1) эквивалентности, 2) субконтрарности, 3) подчинения, 4) нестрогой дизъюнкции, 5) истинной конъюнкции.

Гипотезы несовместимы, если находятся в отношениях: 1) противоположности, 2) противоречия.

Гипотезы могут быть выражены как простыми, так и сложными суждениями.

Схемы совместимости и несовместимости высказываний, выраженных простыми суждениями смотри в разделе «Логический квадрат». Схемы совместимости и несовместимости высказываний, выраженными сложными суждениями, смотри в таблице истинности сложных суждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: