Упражнение 31.
Задание:
- В предложенных текстах выявите задачи, проблемы и псевдопроблемы.
- В задачах выявите необходимые и избыточные условия их решения.
- При анализе проблем уточните, являются они диффузными или четко сформулированными.
- Диффузные проблемы попытайтесь выразить в четкой и более сжатой форме.
Пример 1.
«Двое должны разделить поровну восемь ведер вина, находящегося в восьмиведерном же бочонке. Но у них есть еще только 2 пустых бочонка, в один из которых входит пять ведер, а в другой – 3 ведра. При этом бочонки нельзя переворачивать вверх дном или класть набок. Спрашивается: как они могут разделить своё вино, пользуясь только этими тремя бочонками? (Е.И.Игнатьев).
Образец ответа: Предложенный текст является задачей. В этой задаче, кроме необходимых и достаточных условий решения задачи (см. две первых фразы), содержаться избыточные условия (третья фраза), отвлекающие от правильного решения. В ходе рассуждения ими (избыточными условиями надо пренебречь).
Пример 2.
Если человек спит в сыром месте, то у него разболится поясница и половина тела отнимется из-за паралича, но разве так происходит с рыбой-гольцом? Когда человек взбирается на дерево, он дрожит от страха и робеет, но разве так происходит с обезьяной? Кто из трех – человек, голец и обезьяна – знает, где наиболее подходящее место для жизни? Человек ест говядину, баранину и свинину, олени питаются травой, сколопендры любят пожирать змей, а совы и вороны лакомятся мышами. Кто из них может знать, что самое вкусное на свете? Мао-Цян и Ли-Цзы считались первыми красавцами, но рыбы, заметив их, сразу же погружались в глубину, птицы немедленно взлетали наверх, поднимаясь до облаков, а олени поспешно разбегались. Кто из них может знать, что такое подлинная красота в мире? (Чжуан-Цзы).
Образец ответа. Текст содержит проблему, для решения которой необходимо дополнительное исследование. В наивной, достаточно диффузной форме ставиться вопрос о соотношении в нашем знании истинного и ложного, об относительности их различия. Хотя эта проблема возникла в древности, но не утратила своей актуальности и сейчас.
Пример 3.
Как определить КПД (коэффициент полезного действия) вечного двигателя?
Образец ответа. Здесь мы имеем дело с псевдопроблемой, так как она опирается на некорректный вопрос с ложным базисом и формулируется с помощью нулевых понятий.
Решите самостоятельно.
Задача 1.
Враг моего врага мне друг? Далеко не ясно, кем считать человека, убившего моего потенциального убийцу? Моим спасителем?! А если он сделал это для того, чтобы получить возможность самому убить меня?
Задача 2.
Можно ли разделить поровну 5 пряников между 6 мальчиками, не разрезая ни одного пряника на шесть равных частей? Если «да», то каким образом? (В.И.Игнатьев).
Задача 3.
Поэт и толпа (А.С.Пушкин).
Поэт по лире вдохновенной
Рукой рассеянной бряцал,
Он пел – а хладный и надменный
Кругом народ непросвященный
Ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поет?
Напрасно ухо поражая
К какой он цели нас ведет?
О чем бренчит, чему нас учит?
Зачем сердца волнуя мучит,
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна:
Какая польза нам от ней?»..
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
Душе противны вы как гробы,
Для вашей глупости и злобы
Имели вы до сей поры
Бичи, темницы, топоры: -
Довольно с вас, рабов безумных!
Во градах ваших с улиц шумных
Сметают сор – полезный труд! –
Но позабыв свое служенье
Алтарь и жертовприношенье
Жрецы ль у вас метлу берут?
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Задача 4.
Есть ли бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом.» (Л.Н.Толстой)
Задача 4.
Если за полвека медицина так продвинулась вперед, то почему я чувствую себя гораздо хуже, чем пятьдесят лет назад? (Г.Подольский).
Задача 5.
Уж не от того ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, но так легко сечь? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.И.Герцен).
Задача 6.
Если придется вдруг выбирать, то к выбору какой из позиций склонять следовало бы – стать самому жертвой несправедливости или совершить несправедливое дело? (Сократ)
Задача 7.
Папа, есть такая поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты?»
- Да.
- Тогда поясни, если хороший человек дружит с плохим, то означает ли это, что хороший человек плох, потому, что дружит с плохим, или плохой человек хорош, потому что дружит с хорошим?
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.