Тема : Задачи, проблемы и псевдопроблемы

Упражнение 31.

Задание:

- В предложенных текстах выявите задачи, проблемы и псевдопроблемы.

- В задачах выявите необходимые и избыточные условия их решения.

- При анализе проблем уточните, являются они диффузными или четко сформулированными.

- Диффузные проблемы попытайтесь выразить в четкой и более сжатой форме.

Пример 1.

«Двое должны разделить поровну восемь ведер вина, находящегося в восьмиведерном же бочонке. Но у них есть еще только 2 пустых бочонка, в один из которых входит пять ведер, а в другой – 3 ведра. При этом бочонки нельзя переворачивать вверх дном или класть набок. Спрашивается: как они могут разделить своё вино, пользуясь только этими тремя бочонками? (Е.И.Игнатьев).

Образец ответа: Предложенный текст является задачей. В этой задаче, кроме необходимых и достаточных условий решения задачи (см. две первых фразы), содержаться избыточные условия (третья фраза), отвлекающие от правильного решения. В ходе рассуждения ими (избыточными условиями надо пренебречь).

Пример 2.

Если человек спит в сыром месте, то у него разболится поясница и половина тела отнимется из-за паралича, но разве так происходит с рыбой-гольцом? Когда человек взбирается на дерево, он дрожит от страха и робеет, но разве так происходит с обезьяной? Кто из трех – человек, голец и обезьяна – знает, где наиболее подходящее место для жизни? Человек ест говядину, баранину и свинину, олени питаются травой, сколопендры любят пожирать змей, а совы и вороны лакомятся мышами. Кто из них может знать, что самое вкусное на свете? Мао-Цян и Ли-Цзы считались первыми красавцами, но рыбы, заметив их, сразу же погружались в глубину, птицы немедленно взлетали наверх, поднимаясь до облаков, а олени поспешно разбегались. Кто из них может знать, что такое подлинная красота в мире? (Чжуан-Цзы).

Образец ответа. Текст содержит проблему, для решения которой необходимо дополнительное исследование. В наивной, достаточно диффузной форме ставиться вопрос о соотношении в нашем знании истинного и ложного, об относительности их различия. Хотя эта проблема возникла в древности, но не утратила своей актуальности и сейчас.

Пример 3.

Как определить КПД (коэффициент полезного действия) вечного двигателя?

Образец ответа. Здесь мы имеем дело с псевдопроблемой, так как она опирается на некорректный вопрос с ложным базисом и формулируется с помощью нулевых понятий.

Решите самостоятельно.

Задача 1.

Враг моего врага мне друг? Далеко не ясно, кем считать человека, убившего моего потенциального убийцу? Моим спасителем?! А если он сделал это для того, чтобы получить возможность самому убить меня?

Задача 2.

Можно ли разделить поровну 5 пряников между 6 мальчиками, не разрезая ни одного пряника на шесть равных частей? Если «да», то каким образом? (В.И.Игнатьев).

Задача 3.

Поэт и толпа (А.С.Пушкин).

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал,

Он пел – а хладный и надменный

Кругом народ непросвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит, чему нас учит?

Зачем сердца волнуя мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер песнь его свободна:

Какая польза нам от ней?»..

Подите прочь – какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы как гробы,

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры: -

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор – полезный труд! –

Но позабыв свое служенье

Алтарь и жертовприношенье

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Задача 4.

Есть ли бог? Не знаю. Знаю, что есть закон моего духовного существа. Источник, причину этого закона я называю богом.» (Л.Н.Толстой)

Задача 4.

Если за полвека медицина так продвинулась вперед, то почему я чувствую себя гораздо хуже, чем пятьдесят лет назад? (Г.Подольский).

Задача 5.

Уж не от того ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, но так легко сечь? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.И.Герцен).

Задача 6.

Если придется вдруг выбирать, то к выбору какой из позиций склонять следовало бы – стать самому жертвой несправедливости или совершить несправедливое дело? (Сократ)

Задача 7.

Папа, есть такая поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты?»

- Да.

- Тогда поясни, если хороший человек дружит с плохим, то означает ли это, что хороший человек плох, потому, что дружит с плохим, или плохой человек хорош, потому что дружит с хорошим?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: