Тема 2. Общие закономерности роста и развития организма

Компоненты развития: рост, дифференциация органов и тканей, изменение внешних и внутренних форм.

Количественные и качественные изменения в организме в период развития.

Рост как количественное накопление массы тела. Неравномерность роста.

Рост и среда.

Регуляция роста гипоталамо-эндокринной системой.

Возрастная периодизация развития.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

  1. Биологический возраст развития. Каковы его основные критерии?
  2. Перечислите группы факторов, влияющие на рост и развитие организма.
  3. Назовите этапы возрастной периодизации развития ребенка (по мнению разных авторов). Дайте подробную характеристику каждому этапу.
  4. Как влияет окружающая среда на растущий организм?

Задание для самостоятельной работы:

 

1. Составьте таблицу «Антропометрические показатели детей от периода новорожденности до семи лет».

2. Проведите анализ темы «Эмбриогенез, его критические периоды».

3. Составьте конспект по теме «Готовность детей к школьному обучению».

 

Рекомендуемая литература:

№2, 3, 4, 5 (основная)

№8, 11, 24, 27, 26, 29 (дополнительная)

Тема 3. Анатомия и физиология нервной системы

Центральная нервная система (головной и спинной мозг).

Периферическая нервная система (черепные нервы, спинномозговые нервы).

Вегетативная нервная система.

Значение и строение нейрона. Аксон и дендриты.

Строение нервного волокна. Серое и белое вещество, расположение. Значение миелина. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона.

Структура нерва. Центробежные и центростремительные нервы.

Возрастные особенности развития нервной системы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите функции, которые нервная система выполняет в организме человека.

2. Как классифицируется нервная система на основании топографических и анатомо-функциональных признаков?

3. Расскажите о строении и значении нейрона. Перечислите возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона.

4. Расскажите, как проводится импульс с нервного волокна на орган.

5. Объясните, что происходит в каждом звене рефлекторной дуги. Как проводится возбуждение с одного нейрона на другой? Что происходит в первом и конечном звене рефлекторной дуги.

6. Перечислите отделы головного мозга. Назовите функции каждого отдела.

7. Каковы возрастные особенности развития нервной системы?

Задание для самостоятельной работы:

1. Составьте схему структуры нервной системы.

 

2. Заполните таблицу:

 

Отдел нервной системы К ней относятся Функции
     

 

3. Составьте таблицу «Готовность функционирования различных структур мозга к моменту рождения»

4. Зарисуйте цитоархитектонические поля коры больших полушарий мозга. Укажите расположение в коре ядер различных анализаторов.

 

Рекомендуемая литература:

№3, 4, 7 (основная)

№8, 11, 14, 20, 22 (дополнительная)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: