Компоненты развития: рост, дифференциация органов и тканей, изменение внешних и внутренних форм.
Количественные и качественные изменения в организме в период развития.
Рост как количественное накопление массы тела. Неравномерность роста.
Рост и среда.
Регуляция роста гипоталамо-эндокринной системой.
Возрастная периодизация развития.
Вопросы для самоконтроля:
- Биологический возраст развития. Каковы его основные критерии?
- Перечислите группы факторов, влияющие на рост и развитие организма.
- Назовите этапы возрастной периодизации развития ребенка (по мнению разных авторов). Дайте подробную характеристику каждому этапу.
- Как влияет окружающая среда на растущий организм?
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте таблицу «Антропометрические показатели детей от периода новорожденности до семи лет».
2. Проведите анализ темы «Эмбриогенез, его критические периоды».
3. Составьте конспект по теме «Готовность детей к школьному обучению».
Рекомендуемая литература:
|
|
№2, 3, 4, 5 (основная)
№8, 11, 24, 27, 26, 29 (дополнительная)
Тема 3. Анатомия и физиология нервной системы
Центральная нервная система (головной и спинной мозг).
Периферическая нервная система (черепные нервы, спинномозговые нервы).
Вегетативная нервная система.
Значение и строение нейрона. Аксон и дендриты.
Строение нервного волокна. Серое и белое вещество, расположение. Значение миелина. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона.
Структура нерва. Центробежные и центростремительные нервы.
Возрастные особенности развития нервной системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите функции, которые нервная система выполняет в организме человека.
2. Как классифицируется нервная система на основании топографических и анатомо-функциональных признаков?
3. Расскажите о строении и значении нейрона. Перечислите возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона.
4. Расскажите, как проводится импульс с нервного волокна на орган.
5. Объясните, что происходит в каждом звене рефлекторной дуги. Как проводится возбуждение с одного нейрона на другой? Что происходит в первом и конечном звене рефлекторной дуги.
6. Перечислите отделы головного мозга. Назовите функции каждого отдела.
7. Каковы возрастные особенности развития нервной системы?
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте схему структуры нервной системы.
2. Заполните таблицу:
Отдел нервной системы | К ней относятся | Функции |
3. Составьте таблицу «Готовность функционирования различных структур мозга к моменту рождения»
4. Зарисуйте цитоархитектонические поля коры больших полушарий мозга. Укажите расположение в коре ядер различных анализаторов.
Рекомендуемая литература:
№3, 4, 7 (основная)
№8, 11, 14, 20, 22 (дополнительная)