Некоторые сведения о развитии нейрофизиологии.
Роль Сеченова И.М., И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.
Безусловные и условные рефлексы. Сигнальные системы.
Речь.
Механизмы памяти.
Сон.
Типы высшей нервной деятельности. Дифференциальная диагностика типов высшей нервной деятельности.
Возрастные особенности высшей нервной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
- Назовите отечественных ученых – создателей учения о высшей нервной деятельности.
- Приведите примеры безусловных и условных рефлексов. Как вырабатывается условный рефлекс?
- Перечислите виды речи.
- Дайте характеристику всем видам памяти.
- Опишите фазы сна. Значение сна для ребенка.
Задание для самостоятельной работы:1
1. Охарактеризуйте условные и безусловные рефлексы.
Заполните таблицу:
Характеристика безусловных рефлексов | Значение рефлекса | Характеристика условных рефлексов | Значение рефлекса |
2. Подготовьте доклады по темам:
-«Основоположники учения о ВНД»;
-«Значение речи в жизни человека»;
-«Роль памяти в процессе обучения»;
-«Особенности ВНД в разные периоды детского возраста»;
-«Типы ВНД и их значение для общей и специальной педагогики и психологии».
Рекомендуемая литература:
№3, 4 (основная).
№4, 5, 8, 11, 13, 14, 20, 27, 28 (дополнительная).
Тема 5. Нейрофизиологические основы поведения человека
Взаимосвязь среды и организма.
Анализаторы.
Основные процессы в коре головного мозга.
Динамический стереотип.
Основные принципы деятельности нервной системы.
Эволюция поведения человека.
Функциональные системы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие «анализатор» и расскажите о его значении для осуществления высшей нервной деятельности.
2. Перечислите основные моменты формирования поведения у ребенка. В чем состоит значение окружающей среды?
3. Назовите особенности нейрофизиологических процессов у детей с аномальным поведением.
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте психолого-педагогическую характеристику на ребенка, знакомого вам.
Рекомендуемая литература:
№1 (основная).
№1, 3, 4, 11, 12, (дополнительная).