Различия между железами внешней и внутренней секреции.
Расположение и значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах и их значении.
Гипоталамо-гипофизарная система.
Щитовидная и паращитовидная железы.
Надпочечники и их значение.
Поджелудочная железа и ее значение.
Вилочковая железа и ее значение.
Половые железы, их значение в развитии ребенка.
Морфологическое и функциональное становление эндокринного аппарата в онтогенезе.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение понятиям: «Железа внешней секреции»; «Железа внутренней секреции»; «Железа смешанной секреции». Перечислите железы внутренней секреции.
- Чем образована гипоталамо-гипофизарная система? В чем заключается связь между железами внутренней секреции и гипоталамо-гипофизарной системой?
- Раскройте значение гипофиза и щитовидной железы в отношении веса, роста и психического развития ребенка.
- Проанализируйте возрастной аспект включения желез внутренней секреции.
Задание для самостоятельной работы:
- Составьте классификацию эндокринных желез по 4-м основным составляющим:
название железы | место расположения железы | выделяемые гормоны | действие гормонов |
- Подготовьте доклады на темы:
-«Влияние эндокринной системы родителей на развитие ребенка»;
-«Болезни эндокринной системы»
Рекомендуемая литература:
№3, 4, 5 (основная)
№6, 8, 11, 14, 19, 22, 27, 28 (дополнительная)
Тема 10. Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата
Значение опорно-двигательного аппарата.
Общая характеристика строения опорно-двигательного аппарата.
Скелет: особенности детского возраста.
Мышечная система: особенности детского возраста.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите возрастные особенности строения скелета черепа, туловища, верхних и нижних конечностей.
2. Перечислите основные группы костей. Расскажите об особенностях в строении каждой группы.
3. Классификация мышц. На каких признаках основана дифференциация мышечного волокна?
4. Проанализируйте особенности строения опорно-двигательного аппарата в детском возрасте.
5. Расскажите о развитии движений у детей.
Задание для самостоятельной работы
1. Подготовьте рефераты на темы:
-«Роль физического труда и физической культуры в развитии двигательного анализатора у детей»;
-«Физическая активность как одно из необходимых условий жизни, имеющее как биологическое, так и социальное значение».
2. Подготовьте доклады на темы:
-«Влияние гипокинезии на здоровье. Введение физкультуры и труда в практику дошкольных учреждений»;
-«Практика как основа автоматизированных и координированных движений. Биологическое значение тренировки»;
-«Поверхностная и глубокая чувствительность (проприорецепция), место представительства в коре головного мозга. Значение проприорецепции для формирования праксиса».
Рекомендуемая литература:
№2, 3, 4, 5, 6 (основная).
№8, 11, 14, 15, 17, 22, 27, 30 (дополнительная).
Тема 11. Гигиенические требования к оборудованию дошкольных учреждений
Оборудование приемной комнаты.
Оборудование групповых комнат.
Оборудование спален.
Оборудование туалетных комнат.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что относится к оборудованию дошкольных учреждений?
2. Каким требованиям должно соответствовать оборудование дошкольных учреждений?
Задание для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект: «Гигиенические требования к планировке дошкольных учреждений».
2. Составьте схему-таблицу основных размеров столов и стульев для детей в возрасте от 1-7 лет (по ГОСТ-стандарту)
Рекомендуемая литература:
№2, 6, 7 (основная).
№8, 21, 27, 29 (дополнительная).