Классификация предприятий. Понятие, цели создания и напр-я деят-ти п/п-ий

Понятие, цели создания и напр-я деят-ти п/п-ий.

На всех этапах развития эк-ки основным звеном явл-ся п/п-ие. Именно на п/п-ии осущ-ся пр-во продукции, происходит непосредственная связь со ср-ми пр-ва.

Под п/п-ем понимается организационно выделенное и эк-ки самос-е основное звено произ-ной сферы н/х, к-е изготовляет продукцию (или услуги). Для эфф-го хоз-я важным явл-ся опр-е целей создания и функц-я п/п-я. Главную цель п/п, т.е. четко сформулированную причину его сущ-ния наз миссией. В основном миссией соврем п/п (фирмы) считают пр-во продукции (услуг) для удовл-ия нужд рынка и получения макс прибыли.

На основании общей миссии п/п-ия формулируются общефирменные цели, к-е должны быть:

– конкретными и поддаваться измерению;

– ориентированными во времени;

– достижимыми и обеспечивать повышение эф-ти деят-ти п/п.

– цели п/п должны быть четко сформулированы для каждого вида его деят-ти, что явл важным для субъекта хоз-ния, к-й хочет наблюдать и измерять рез-ты этой деят-ти.

Каждое п/п осущ-ет много конкретных видов деят-ти. Определяющим направлением деят-ти кажд п/п явл исследование рынка товаров. Рез-ты этого исследования служат исходной базой для развития инновационной деят-ти, т.е научно-техн разработки, технологич подготовка пр-ва, введение технич, орган-ых и др нововведений, формирование инвестиц политики.

След-м направлением явл произ-ая деят-ть: обоснование объема изготовления пр-ции, ее номенклатуры и ассортимента; форм-ие маркетинговых программ; сбалансирование пр-ной мощности и программы выпуска пр-ции; обеспечение пр-ва необх-ми мат-технич ресурсами разработка графика выпуска пр-ции. Коммерческая деят-ть характ - ся операциями и сделками по купле продаже товаров и услуг. Здесь можно быстрее получить отдачу. Если пр-ная деят-ть обеспечивает, к примеру, 10-12% рентабельности п/п, то комм-я 20-30%, а нередко и выше. Необходимым условием достижения успеха в комм-й деят-ти явл-ся реклама и непос-но орг-ия сбыта своей прод-ии, развитие системы товарной биржи, приличное стимулирование покупателей.

Еще одно важное напр-е деят-ти п/п-я – послепродажный сервис многих видов товаров. Он явл-ся важным источником информации о надежности и долговечности изготовленных техн-х ср-в.

Эк-кая деят-ть: стратегия и текущее планирование, учет и отчетность, ценообразование, сис-ма оплаты труда, рес-ное обеспечение ВЭД и фин деят-ть.

Соц деят-ть: профес-я подготовка и компетентность всех категорий работников, исп-е мотивационного мех-ма, поддержание на соот-ем уровне условий труда и жизни трудового коллектива.

Классификация предприятий.

Для обеспечения эфф-го хоз-ния, квалиф-го упр-я п/п-ми важным явл-ся их полная квалификация по отдельным признакам.

По цели и хар-ру деят-ти п/п делятся на комм-е (получение прибыли) и неком-е (благотв-е, образовательные, медицинские, научные и др орг-ии непр-ой сферы).

По форме собственности: частные – принадлежат отдельным гражданам на правах частной собс-ти и с правом наема раб силы. Сюда относят также индивид-е и семейные п/п-я. Коллективные – осн-ся на собст-ти его трудового коллектива, а также кооператива, др-го уставного п/п-я или общественной орг-ии. Комм-ое – п/п-е к-е основано на принципах собст-ти соотв0ей терр-ой общины. Гос-е – п/п к-е основано на гос собс-ти.

По нац принадлежности кап-ла: нац-е – кап-л принадлежит п/п своей страны; зарубежные к-л явл-ся собственностью иностранных пред-лей полностью или в той части к-я обеспечивает им необх-й контроль; смешанный – к-л принадлежит предпр-лям 2х или нескольких стран.

По правому статусу и форме хоз-я: единоличные п/п – явл-ся собст-тью одного человека или семьи, оно несет ответственность по своим обязат-ам всем своим иммущ-ом; копер-е – добровольное объедин-е граждан с целью общего ведения хоз-ва или др деят-тию. Хар-ной особ-тью их есть личное участие каждого в совместной деят-ти, исп-е собственного или арендованного имущ-ва, арендное п/п-я. Хоз общ-ва явл-ся объединениями предпр-лей. В зав-ти от хар-ра интеграции меры ответ-ти по обяз-вам: полные, с огранич отв-тью, коммандитные, акционерные. Полное общ-во – общ-во все участники к-го занимаются совместной предпр-кой деят-тью и несут солидарную отв-ть по обяз-вам п/п всем своим имущ-ом. ООО – общ-во, к-е имеет уставной фонд разделенный на части, участники общ-ва несут отв-ть в пределах их взноса. Коммандитные – общ-ва в к-х вместе с членами с полной отв-тью включает одного или более участников, отв-ть кот-х ограничивается личным взносом в имущество этого общ-ва. АО – главным атрибутом общ-ва явл-ся акции, к-е свидетельствуют о паевом участии в паевом фонде, подтверждает членство в нем и право на участие в упр-ии им, дают право на получение части прибыли в виде дивидендов и участием в разделе имущества при ликвидации общ-ва. АО бывают 2х типов открытые, акции распр-ся через открытую куплю продажу на фондовой бирже, закрытые акции распр-ся только среди учредителей.

По технологической целостности и степени подчинения: материнские п/п-я – контролируют др фирмы: дочерние п/п, ассоциированные п/п, филиал. Дочерние п/п – юр-ки самост-е обр-я. Материнская фирма строго контролирует их деят-ть поскольку владеет контрольным пакетом акций. Ассоциированные п/п-я – явл-ся формально самостоятельным по разным причинам и зависит от материнского и подчиняется его стратегическим целям. Филиал – действует от имени и по поручению главного п/п-я, имеет одинаковое с ним название. Почти весь акционерный к-л филиала принадлежит материнской фирме.

По кол-ву работников: малые, средние и большие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: