Конъюнктура рынка – это сложившаяся на рынке ситуация, которую характеризуют:
· соотношение между спросом и предложением;
· уровень цен;
· товарные запасы;
· портфель заказов
Знать конъюнктуру – это значит продавать и покупать товары по наиболее выгодным ценам, рационально маневрировать имеющимися ресурсами, оперативно расширять или сокращать выпуск товаров в соответствии с ожидаемой обстановкой на рынке.
Различают следующие виды конъюнктуры:
· общехозяйственная конъюнктура, т.е. положение в мировом хозяйстве или хозяйстве отдельной страны;
· отраслевая конъюнктура, т.е. состояние той или иной отрасли мирового или национального хозяйства;
· конъюнктура рынка отдельного товара.
Конъюнктура характеризуется набором показателей, которые изменяются под воздействием различных факторов. Факторы, влияющие на развитие конъюнктуры, различны: экономические, политические, научно – технические, социальные и др. Характер, направленность, степень воздействия каждого из них неодинаковы в каждой конкретной ситуации. В теории конъюнктуры факторы делят на циклические и нециклические. К циклическим относят обновление основного капитала, спрос на товары, состояние кредитно-денежной системы.
К нециклическим обычно относят научно – технический прогресс, концентрацию производства и т.д. Факторы делятся также на постоянные(динамика производства и строительства, цена, товарные запасы, курсы ценных бумаг и т.д.) и временные – это засухи, неурожаи, забастовки, войны и т.д. Все факторы формирования конъюнктуры находят свое отражение в показателях трех основных сфер: материального производства, торгового обращения и кредитно - денежной. И важнейшая задача любого исследования конъюнктуры состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу.
Исследование конъюнктуры сводится к составлению прогнозов. Наиболее распространенный вид прогноза – прогноз на календарный год. Его можно разбить на полугодовой и квартальный периоды.