Предпосылки появления теории конституционализма. Идея фундаментальных законов в Англии. Политический кризис в Англии 1640 года

Конституционализм – это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути свободы и социального прогресса. Данная концепция представляет собой не национальную или региональную, а универсальную, общечеловеческую идею, несмотря на специфику ее воплощения в тех или иных странах. В практическом же преломлении, несмотря на свою универсальность, конституционализм имеет ряд специфических черт, обусловливаемых историческим развитием конкретного общества и государства.

Конституционализм является многоаспектным понятием. Во-первых, его следует понимать как политико-правовую теорию, обосновывающую необходимость установления конституционного строя. Он также выступает в виде формально установленных, зафиксированных в важнейших конституционно-правовых актах конституционно-правовых принципов, норм и политических учреждений. В-третьих, это такое состояние общественных отношений, которое достигается в результате точного соблюдения конституционных предписаний, т.е. при построении конституционного строя. Первые два аспекта конституционализма являются одновременно его предпосылками, ибо конституционализм, как полноценное политико-правовое явление, достигается при наличии всех трех компонентов.

. Первый подход, выраженный в юридических исследованиях, определяет конституционализм как государственное правление, ограниченное конституцией; второй видит в конституционализме учение о конституции, как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях; третий подход, используемый в политологии, утверждает, что конституционализм – это политическая система, основанная на конституционных методах правления[2]. Исторический подход к выявлению истоков современного конституционализма стран развитой демократии позволяет выделять античный, средневековый и современный конституционализм. Последний получил свое развитие в период нового времени в Англии после Славной революции 1688 года, в США в ходе американской революции и принятия Конституции 1787 года, во Франции после 1789 года.

Идея конституции имеет долгую историю своего развития, насчитывающую более двух тысячелетий. Уже Аристотель различает фундамент государственного устройства и изданные на его основе обычные законы. По Аристотелю государственное устройство включает в себя разделение властей, определение верховной власти и целей функционирования каждой из властей государства. Обычные же законы в аристотелевском понимании – суть веления, в соответствии с которыми органы государства должны осуществлять власть и противодействовать правонарушениям. Государственное устройство – есть сущность государства, в то время как обычные законы – лишь форма, отражающая сущность. Древние римляне также различали отдельные законодательные веления от основ государственного устройства. Создание конституций выражается в древнем Риме техническим термином «rem publicam constituere». В переходные периоды римской истории правом изменения конституции обладали чрезвычайные магистраты.

Таким образом, понятие конституции в материальном смысле как совокупности фундаментальных общественных отношений, определяющих основы государственного устройства, известно уже античности, но в то же время эпохе античности чуждо понимание конституции в формальном смысле как единого писаного юридического акта, устанавливающего основы государственного строя. Писаная конституция всегда предполагает существование властного лица, создающего или «дарующего» такие государственные основы и лиц-получателей, т.е. существование двух субъектов, а античные государства не нуждались в таких письменных актах высшей юридической силы, потому как были более цельны и органичны в своей истории и функционировании.

Понятие Конституции в формальном смысле, lex fundamentalis, впервые появляется лишь в XVI веке у монархомахов. Этот основополагающий закон имеет высшую перед всеми иными законами силу, и даже сам король связан этим законом и не может по своему усмотрению изменять его. Таким образом, lex fundamentalis становится ограничителем королевской власти.

С другой стороны, в Англии идея «фундаментальных законов» имела совсем иное значение – как отражение священной монархической власти. Именно в таком смысле впервые в истории английского государства и права говорит о «фундаментальном законе» Яков I (1566-1625, король Англии с 1603). В период правления Карла I (1625-1649) понятие основного закона уже играет значительную роль в борьбе парламентских партий: в частности, граф Страффорд был предан суду и осужден по обвинению в стремлении ниспровергнуть основные законы королевства. Как видно, официальное понимание основного закона в предреволюционной Англии было направлено на обоснование священной природы государственной монархической власти. Это так называемое «монархически-священное» начало Конституции, из которого, по нашему мнению, и происходит учение о ее высшей юридической силе, связывающей даже законодательную власть в государстве, – потому как если конституция священна и берет свое начало в Боге, то вполне естественным выглядит подчиненный характер любого государственного органа по отношению к такому трансцендентно-правовому началу. Именно поэтому неверно, на наш взгляд, сводить идею конституции исключительно к народно-демократическим воззрениям на природу государства, общества и права: истоки конституции в формальном смысле слова берут начало в договоре между Богом, монархом и народом, где последний является не демократическим мерилом всего, а лишь одной из сторон, – причем не самой высшей.

Английская революция XVII века, известная также как Английская гражданская война (англ. EnglishCivilWar) — процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Первая гражданская война началась 22 августа 1642 г., когда Карл I приказал поднять своё знамя над замком Ноттингем, а закончилась революция в 1645 г., когда Кромвель создал «Армию нового образца», одержавшую решающую победу в сражении при Нэйзби. Гражданская война завершилась полной победой парламента. Революция открыла путь к промышленной революции в Англии и капиталистическому развитию страны. Происходила в 1640—1650-х годах.

Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также религиозной войны между англиканами, католиками и колеблющимися шотландскими пуританами с одной стороны, и английскими пуританами с другой. В Английской революции был замечен, хотя играл и второстепенную роль, также элемент национальной борьбы (между англичанами, валлийцами, шотландцами, ирландцами).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: