Материалы и инструменты

Расширяем представления детей о материалах (картон, кожа, резина, пластмасса, стекло, железо) и их свойствах (ломается, бьется, рвется, горит, тонет, не тонет). Рассматриваем разнообразные предметы и определяем материал, из которого они изготовлены. Знакомим детей с инструментами (игла, ножницы, нож, ложка, карандаш, молоток, пила и г. д.), их назначением, с материалами, из которых они произведены, с профессиями людей, которые их используют.

 

К концу года дети умеют сообщать основные сведения о себе, своих родителях и других близких людях, в том числе и их профессиях (знакомых детям); имеют представление о разных видах посуды, мебели, одежды, обуви, их назначении, материалах, из которого они изготовлены, способах ухода, месте хранения; ориентируются в природных явлениях, понимают причинно-следственные связи, которые существуют в природе; имеют представление о разнообразии улиц, строительных объектах на них; знают основные виды транспортных средств, назначение пассажирского и грузового транспорта.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Продолжаем воспитывать умение слушать и эмоционально воспринимать художественные произведения на русском и белорусском языках, понимать средства художественной выразительности. Учим детей рассказыванию сказок, рассказов, точной передаче последовательности сюжета, выразительному чтению поэтических произведений.

Детский фольклор: «Дождик-дождик”, “Солнышко-ведрышко”, “Гуси вы, гуси...”, “Тили-бом!”, “Тень-тень, потетень..”, “Ерши-малыши”, “Кукарэку, певунок”, “Вожык”, “А ты, коцінька, каток”, “У куце сядзіць мядзведзь”, “Ягорачка”, “Травка-муравка”.

Сказки: Беларускія казкі: “Піліпка-сынок”, “Пых”, “Каза-манюка”, “Лёгкі хлеб”, “Пшанічны каласок”, “Мядзведзь”.

Русские сказки: “Гуси-лебеди” (обр.М.Булатова), “Жихарка”, “Лисичка са скалочкой”, “Зимовье зверей”, “Лиса и козёл” (обр.О.Капицы), “Бычок-смоляной бочок”.

Украинская сказка: “Колосок”.

Латышская сказка: “Как Лиса училась летать”.

Узбекская сказка: “Хвастливый заяц”.

Венгерская сказка: “Два жадных медвежонка” (обр.А.Кун и В.Важдаева).

Авторские сказки: Л.Толстой “Три медведя”, К.Чуковский “Федорино горе”, “Тараканище”, С.Маршак. “Сказка о глупом мышонке”, Вл.Сутеев “Мышонок и карандаш”, Б.Заходер “Волчок”, Бр. Гримм “Ежик и заяц”, С.Козлов “В сладком морковном лесу”, “Доверчивый ежик”.

Стихотворения: Я.Купала “Зіма”; Я.Журба “Восень”, “Першыя сцяжынкі”, З.Бядуля “Мае забавы”, Н.Федаровіч “Свеціць, як сонца ад самай калыскі”, С.Новік-Пяюн “Над калыскай”, А.Вольскі “Родны край”, Л.Геніюш “Унукі”, С.Сакалоў-Воюш “Навагодняя песня”, Ю.Свірка “Бабуліны казкі”, О.Іпатава. “Янка-запытанка”, Л.Прончак “Завіруха”.

А.Пушкин “Месяц, месяц...” (из “Сказки о мёртвой царевне...”), “Ветер по морю гуляет...” (из “Сказки о царе Салтане...”), В.Брусов “Спи, мой мальчик...”, А.Блок “Спят луга”, “Ветхая избушка...”; А.Толстой “Осень. Осыпается весь наш бедный сад...” (в сокр.), К.Бальмонт “Росинка”, С.Маршак. “Эй, кузнец молодец!”, А.Фет “Рыбка”, С.Михалков “Фома”, З.Александрова “Дождик”, И.Токмакова “Голуби”, Е.Серова “Колокольчик”.

Рассказы: Я.Брыль “Каляровы певень”, І.Шуцько “Смелая ўнучка”, “Сем мастакоў”, Ул. Юрэвіч “Бярозчыны валенкі”, В.Хомчанка “Яблык”, “Яшава рукавічка”.

К.Ушинский “Умей обождать”, “Вместе тесно, а врозь скучно”, Л.Толстой “Хотела галка пить”; В.Сухомлинский “Почему Оленька не сорвала цветок?", Е.Чарушин “Тюпа, Томка и сорока”, Б.Житков “Что я видел” (главы из книги); В.Берестов “Дракон”; А.Дриз “Разноцветный мальчик”.

Достижения к концу года: дети проявляют интерес к книге, рассматриванию иллюстраций, бережно относятся к ней; эмоционально реагируют на литературный текст, сопереживают героям полюбившихся произведений, пересказывают содержание сказок, рассказов, передают последовательность сюжета; проявляют желание воспроизводить короткие стихотворения.

 

ИГРА

Обогащаем жизненный опыт детей в процессе наблюдений, собственной деятельности для развития и осознания игрового сюжета. Учим развивать игровой сюжет, выполняя цепочку игровых действий, логически связанных между собой; подбирать для игры игровой материал, которого не хватает. Продолжаем развивать воображение, учим детей действовать с условными предметами, называть их, понимать их значение в реальном жизни.

Побуждаем детей в процессе игры вступать в кратковременное общение друг с другом (обмениваться игрушками, при необходимости помогать совместно реализовывать некоторые игровые действия). Учим использовать в игре предметы-заместители; в качестве партнера по игре использовать - куклу, превращать игрушку в действующее лицо (формирование предварительного сюжета); брать на себя роль близких людей и вступать в игровые отношения с неодушевленными объектами (куклы, машины); поощрять действия детей в соответствии с определенной ролью.

Продолжаем учить использовать сюжетную игрушку в соответствии с ее функциональным назначением. Упражняем детей в выполнении игровых действий, связанных между собой и объединенных общим названием действий (лечить - ставить градусник, давать лекарства, делать укол).

Поощряем стремление детей отображать в процессе игры не только предметные действия, но и несложные отношения между действующими лицами (например, заботу о больном), моральные чувства (признательность за услугу, радость по поводу "выздоровления).

Упражняем детей вступать в диалог по ходу игры и в соответствии с взятой на себя ролью, называть роли, предметы, действия, высказывать свои просьбы, задавать вопросы, отвечать на их, объяснять свои действия. В процессе игровой деятельности реализуем задачи по развитию восприятия, тактильных ощущений, речи, мышления, памяти, внимания.

Примерная тематика предметно - отобразительных игр:

"Купание куклы" (развитие цепочки игровых действий, которые отображают раздевание, купание, вытирание, одевание);

"Купание куклы", "Кормление куклы", "Одевание куклы" (формируем умение играть друг с другом, кратковременно объединяя детей по 2 для выполнения игровых действий - один надевает платье, другой подает расческу, потом наоборот; затем объединение детей по 3; учим детей брать на себя роль няни, воспитываем заботливое отношение к кукле и умение от ее имени высказывать признательность за заботу);

"Утро куклы" (выполнение цепочки игровых действий, понимание логической последовательности бытовых действий: подъем, гимнастика, умывание, вытирание, одевание, кормление куклы);

"Мама и дочь", "Папа и дочь", "Мама и сын", "Папа и сын" (учим детей брать на себя роль мамы, папы, проявлять заботливые отношения к кукле - дочке, кукле-сыну: умывать, кормить, катать в коляске и т.д.);

"Стирка" (учим детей брать на себя роль мамы, няни, выполнять последовательные игровые действия, которые отображают стирку белья);

"Кукла заболела" (учим детей брать на себя роль врача, лечить куклу - ставить градусник, давать лекарство и т.д.);

"Кормление куклы", "Купание куклы" (учим действовать с воображаемыми объектами - водой, супом, кашей; учим использовать предметы-заместители: мыла - кубик, хлеб - мозаичная пластинка);

"Гости" (учим детей брать на себя роль мамы, папы; кукла - дочь, сын; воспитываем правила хорошего тона);

"Режим дня моей куклы" (учим детей объединять отдельные игровые сюжеты в развернутую сюжетную игру, которая отображает действия куклы в течение дня: подъем, гимнастика, умывание, одевание, прогулка, прием еды и т.д.);

"Комната куклы" (расширяем представления детей о комнате, учим подбирать необходимую мебель, исходя из ее назначения; учим красиво расставлять мебель).

Дидактические игры

Продолжаем учить детей складывать целый предмет из частей (использовать сборно-разборные игрушки); воссоздавать целостное изображение: складывать предметные или сюжетные разрезные картинки из 4-6 частей путем зрительной ориентировки или примеривания (конфигурация разреза - по вертикали, горизонтали, диагонали); собирать пирамидку из 5-7 колец, 4-, 5-местныя игрушки самостоятельно путем зрительного соотнесения или примеривания (матрешки, кубы-вкладыши, мисочки-вкладыши и т.д.).

Продолжаем учить детей распознавать основные и оттеночные цвета в играх: "Прокати такой же шарик" (соотнесение по цвету с любым другим предметом), "Кто скорей соберет игрушки в коробку" (выбор игрушек в соответствии с цветом коробки), настольная игра "Цветные колпачки" (подобрать колпачок к фломастеру, крышку к бутылке), "Подбери по цвету" (подбор парных картинок из множества), "Каждую бусинку на свое место" (соотнесение бусинок с цветом нитки), "Подбери предмет" (сопоставление предметов по цвету), "Какого цвета не стало?", "Оденем куклу красиво" (по слову-названию выбрать одежду соответствующего цвета).

Учим детей распознавать формы, которые резко отличаются, и которые похожи - шар, куб, прямоугольник, овал. Закрепляем представление о форме предметов в играх: "Узнай на ощупь" (знакомство с овалом, кругом, различение шара и овала, овала и круга), "Положи правильно" (классификация по форме шаров, овалов, кубов, кругов разного цвета и разной величине на четыре группы), "Отгадай, что это?" (на основании зрительно-тактильного обследования соотнести объект с образцом, со словом-названием).

Упражняем детей в соотнесении плоскостных и объемных форм в играх: "Волшебный мешочек", «Почтовый ящик» (проталкивание объемных фигур в соответствующие прорези), "У кого такие же фигуры?" (соотнесение объемных и плоскостных фигур), "Домино фигур" (находить одну определенную плоскостную фигуру среди многих, называть ее), "Найди предмет такой же формы", "Что лежит в мешочке?" (соотнесение нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом), "Каждую фигуру на свое место" (подкладывание плоскостных фигур к разных объемным предметам), "Подбери по форме" (группировка предметов по форме), "Найди то, что спрятано", "Предмет и форма" (самостоятельно определять и называть форму предметов; подводить к обобщению предметов по форме), "Выкладывание орнамента по рисунку" (составление орнамента из отдельных геометрических фигур, использование приема наложения каждой фигуры на ее контурное изображение).

Продолжаем учить распознавать предметы по величине, понимать относительность величины в играх: "Наведи порядок" (группировка разных шаров, кубов, овалов, кругов по величине), "Отгадай, кто где живет?" (разместить животных в клетки, кукол в домики, машины в гараж, яблоки в корзины в соответствии с их размером, объяснить свой выбор), "Кому что дать?" (группировка длинных и коротких предметов: у одной куклы длинная лента, у второй - короткая; дети "раздают" куклам карандаши, палочки, тесемочки, шарфики, бумажные полоски и т.д.). Такие же игры проводятся на распознавание широких-узких, толстых-тонких объектов.

Продолжаем учить детей понимать размещение предметов в пространстве: внизу-вверху, справа - слева, впереди - позади в играх: "Украсим елку" (размещение игрушек внизу-вверху; описание размещения игрушек), "Поручение" (размещение каждой пары предметов внизу-вверху, справа - слева от объекта; предложить детям сделать выбор места самостоятельно), "Где кто сидит, летит, бежит, светит, спит?" (определение детьми место действия объектов).

Проводим дидактические игры на закрепление названий предметов, действий с ими, назначений в играх: "Чудесный мешочек", "Магазин игрушек", "Что там?", "Что надо кукле?", "Положим куклу спать", "Оденем куклу на прогулку", "у кого что в руках?", "Узнай по вкусу", "Поможем кукле", "Кто узнает?", "Кто как передвигается?", "Когда это бывает?"

Строительные игры

Продолжаем учить детей создавать разные постройки из крупного материала; ориентироваться во свойствах строительного материала (кубики, кирпичики, призма, пластины, цилиндра, бруски), правильно называть и использовать их в соответствии с назначением и свойствами; распознавать детали (длинные, короткие, широкие, узкие, толстые, тонкие).

Учим детей: конструктивно усложнять знакомые построения (построение ворот разной высоты путем наложения кубиков друг на друга, увеличения ширины за счет подбора пластин соответствующей длины); делать построения в соответствии с размером игрушки (конструирование кровати для большого и маленького медведя; построение домиков для одной, двух, трех матрешек); выполнять высокие построения с перекрытиями и длинные построения (двухэтажный дом, гараж, длинный дом, мост, высокая горка); отбирать детали в необходимом количестве, подбирать материал для украшения, правильно передавать пространственные отношения.

Учим детей создавать постройку по образцу, анализируя его по всем параметрам (пространственное размещение деталей, их форма, величина, цвет, название деталей), понимать речевую инструкцию.

В процессе конструирования учим детей действовать друг с другом (уровень кратковременного общения); поощряем к совместным играм в ходе обыгрывания построения (в домике могут жить матрешки нескольких детей; по мосту и дорогах могут ездить машины многих детей и т.д.). Акцентируем внимание детей на качестве построения, на характере деятельности (освоение способа постройки, сравнение, умение делать выводы и т.д.).

 

Подвижные игры

Продолжаем учить детей понимать и придерживаться правил игры, действовать в условиях воображаемой игровой ситуации, выполнять указанные движения и разные роли, передавать посредством специфических движений характер персонажей, особенности поведения.

Учим ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу, останавливаться в указанном месте, переходить от одного движения к другому.

В процессе подвижной игры содействуем совершенствованию основных движений, развитию равновесия, координации движений, коррекции физического развития.

Примерные подвижные игры: "Прятки", "Скорей по местам!" "Догоните меня", "Бегите ко мне", "Кати обруч", "Найди свой дом", "Найди свой цвет" (упражнения в беге, ловкости, ориентировке в пространстве), "Кролики", "Мыши и кот", "Лисица и курица", "Птицы в гнездах", "Птицы и кот", "Зайцы и волк" (упражнения в беге, ходьбе, ловкости), "Цветные автомобили" "Удар по мечу", "Цветные кегли" (развитие координации движений).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: