Земли сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии со ст.77 Земельного кодекса РФ – категория земель

Земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии со ст.77 Земельного кодекса РФ – категория земель, предоставленных для нужд сельского хозяйства, а также предназначенных для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения включаются сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

Сельскохозяйственные угодья в свою очередь состоят из участков земли определенного хозяйственного использования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетние плодовые насаждения). Следует отметить, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективного садоводства, животноводства и огородничества.

Несельскохозяйственные угодья - это земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью (предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений), замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Кроме того, к несельскохозяйственным угодьям относятся неудобья (овраги, болота и проч.).

Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Общее положение Земельного кодекса РФ о том, что перевод земель из одной категории в другую должен осуществляться в зависимости от нахождения земли в какой-либо из форм собственности, а значит, в соответствии с разграничением собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, для земель сельскохозяйственного назначения не действует: перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Площади земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации занимают второе место после земель лесного фонда и имеют стратегическое значение для продовольственной безопасности страны, что делает нецелесообразным их перевод в другие категории органами местного самоуправления. Указанное исключение можно рассматривать как ограничение права собственности федеральным законом.

Земли поселений

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов и отделённые их границей от земель иных категорий.

В соответствие со ст.35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования на землях поселений могут выделяться следующие зоны:

жилые зоны;

общественно-деловые зоны;

производственные зоны;

зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

зоны сельскохозяйственного использования;

зоны рекреационного назначения;

зоны особо охраняемых территорий;

зоны специальных назначений;

зоны размещения военных объектов;

иные виды территориальных зон.

Очевидно, что по составу земли поселений очень схожи с самостоятельными категориями земель либо их видами. Поэтому решение вопроса о соотношении правового режима земель поселений с правовым режимом земель иных категорий имеет большое значение.

Надо чётко понимать, что земельные участки в пределах границы населённого пункта, используемые в сельском хозяйстве; находящиеся в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур, зонах особо охраняемых природных территорий; занятые лесами (городскими лесами); занятые водными объектами, относятся исключительно к категории земель поселений, а не соответственно к землям сельскохозяйственного назначения, землям промышленности и иного специального назначения, землям особо охраняемых природных территорий, землям лесного фонда, землям водного фонда.

Установление или изменение границы населённых пунктов является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.

Перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их форм собственности по общему правилу осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Граница населённых пунктов согласно п.2 ст.84 Земельного кодекса должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Однако необходимо отметить, что такая граница во всяком случае должна быть установлена по границам земельных участков, находящихся в любой форме собственности и включенных в состав поселений, поскольку земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель (см. пп.8 п.1 ст.1, п.2 ст.7 Земельного кодекса).

Границы населённых пунктов, расположенных в поселениях, городских округах, (существующие и планируемые) в соответствии со ст.23 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются в генеральных планах поселений и городских округов. В случае изменения границ населённых пунктов, в том числе в связи с переводом земель поселений в состав других категорий и наоборот, необходимо вносить изменения в генеральный план поселения или городского округа в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: