Земли особо охраняемых природных территорий и объектов

В п.1 ст.94 Земельного кодекса дается определение понятия "земли особо охраняемых территорий", из которого следует, что земли могут быть признаны таковыми только при одновременном наличии следующих условий. Во-первых, земли должны иметь особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Во-вторых, земли должны быть изъяты в соответствии с решениями определенных органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и оборота. В-третьих, для земель должен быть установлен особый правовой режим.

Под особо охраняемыми объектами следует понимать объекты культурного наследия и другие объекты, для которых законодательством устанавливается особый режим использования и охраны в природоохранных (экологических), рекреационных, оздоровительных, этнографических, научных и историко-культурных целях.

Пункт 2 ст.94 Земельного кодекса определяет состав земель особо охраняемых территорий, включающий пять видов земель:

особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

природоохранного назначения;

рекреационного назначения;

историко-культурного назначения;

иные особо ценные земли.

Данный перечень не является исчерпывающим. Пункт 5 ст.94 Земельного кодекса разрешает Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий и допускает включение в их состав земель, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, другие виды земель.

Земли особо охраняемых природных территорий могут быть федерального, регионального и местного значения.

Отношения в области организации, использования и охраны особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения и отношения в области выделения, охраны и использования земель этих территорий регулируются на единых началах. Эти единые начала состоят в том, что порядок решения вопросов, касающихся указанных территорий и земель этих территорий, вправе устанавливать только соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Правительство РФ устанавливает указанный порядок в соответствии с федеральными законами, а органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления - в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом нужно обратить внимание на то, что федеральная собственность установлена на особо охраняемые территории и объекты без указаний о том, какое значение имеют эти территории и объекты - федеральное, региональное или местное. Так, например, все особо охраняемые территории и объекты, включенные в состав лесного фонда, являются федеральной собственностью (ст.19 Лесного кодекса).

Установлено, что земли под лесом считаются частью леса и лесного фонда (преамбула, ст.7 и 8 Лесного кодекса), а земли, покрытые поверхностными водами и сопряженные с ними, - частью водного объекта (ст.7 Водного кодекса). Федеральная собственность на лесной фонд и большую часть водных объектов означает, что соответствующие земли тоже находятся в федеральной собственности.

Здесь надо обратить внимание и на тот факт, что законодательство нередко относит земли одного и того же вида одновременно к землям особо охраняемых территорий и к землям других категорий. Можно привести следующие примеры.

Законодательство нередко относит земли одного и того же вида одновременно к землям особо охраняемых территорий и к землям других категорий. Можно привести следующие примеры.

Согласно ст.97 и 102 Земельного кодекса земли водоохранных зон отнесены к землям особо охраняемых территорий и к землям водного фонда. Лесной кодекс (ст.124-127) говорит о государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках, находящихся на территории лесного фонда. Имеются и другие нормы законодательства, которые допускают земли одного и того же вида признавать землями особо охраняемых территорий и землями иных категорий.

Правовой режим этих видов земель должен устанавливаться с учетом принципа приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (пп.6 п.1 ст.1 Земельного кодекса).

Форма (вид) публичной собственности на природные ресурсы (федеральная собственность, собственность субъектов РФ или муниципальная собственность), а также уровень органов власти, осуществляющих соответствующие полномочия (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления), служат основными факторами при решении вопроса об отнесении территорий и объектов к особо охраняемым территориям и объектам федерального, регионального или местного значения.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, а также перевода земель особо охраняемых природных территорий в другие категории земель и наоборот, порядок использования и охраны таких земель устанавливаются соответственно Правительством РФ на основании федеральных законов, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.)

Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой - от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

Согласно ст.19 Лесного кодекса лесной фонд находится в федеральной собственности. В связи с этим в отношении земель лесного фонда потребовалось в полной мере выполнить требования ст.71 и 114 Конституции РФ, а также ст.14 Закона о Правительстве, которые управление федеральной собственностью отнесли к ведению Российской Федерации и к полномочиям Правительства РФ. Указанная задача была решена в Земельном кодексе.

В п.1 ст.8 Земельного кодекса определено, что Правительство РФ осуществляет перевод земель из одной категории в другую только в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.

Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:

1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;

2) в связи с установлением или изменением черты поселений;

3) в целях создания особо охраняемых природных территорий или в связи с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

В иных случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;

2) прекращением нужд лесного хозяйства;

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также добычей полезных ископаемых при невозможности в установленном порядке осуществить меры по рекультивации земель для нужд лесного хозяйства.

Земли водного фонда

К землям водного фонда в соответствии с Земельным кодексом РФ относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Когда говорится о землях водного фонда, следует учитывать, что это не земли той совокупности водных объектов, которые включаются в водный фонд в соответствии с водным законодательством.

Можно выделить три группы земель, которые включаются в состав земель водного фонда:

а) земли, занятые водными объектами;

б) земли водоохранных зон водных объектов;

в) земли, занятые гидротехническими сооружениями, в т.ч. полосы отвода и охранные зоны.

При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, указанные земли признаются землями водного фонда, если они не включены в земли лесного фонда, земли запаса или другие категории земель. Во-вторых, гидротехнические сооружения могут называться в законодательстве разными терминами, равно как и прилегающие к ним территории.

Водоохранной зоной в соответствии со ст.111 Водного кодекса РФ является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

В пределах водоохранных зон запрещаются:

проведение авиационно-химических работ;

применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

использование навозных стоков для удобрения почв;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

складирование навоза и мусора;

заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

проведение рубок главного пользования;

проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются:

распашка земель;

применение удобрений;

складирование отвалов размываемых грунтов;

выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:

до 10 км - 50 м;

от 10 до 50 км - 100 м;

от 50 до 100 км - 200 м;

от 100 до 200 км - 300 м;

от 200 до 500 км - 400 м;

от 500 км и более - 500 м.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в размерах:

Виды угодий, прилегающих к водному объекту   Ширина прибрежной защитной полосы (метров) при крутизне склонов прилегающих территорий
обратный и нулевой уклон уклон до 3 градусов уклон более 3 градусов
Пашня 15 - 30 35 - 55 55 - 100
Луга, сенокосы 15 - 25 25 - 35 35 - 50
Лес, кустарник   35 - 50 55 - 100

В Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. Соответственно Российская Федерация имеет право собственности на земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В собственности субъекта Российской Федерации находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью на территории субъекта Российской Федерации и не находящиеся в муниципальной или частной собственности, а так же земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации

В собственности муниципального образования находятся обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной собственности, а так же земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности

От имени Российской Федерации в водных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъектов Российской Федерации в водных отношениях участвуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.

Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в случаях:

1) создания особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения границы муниципального образования;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

4) прекращения существования водных объектов, изменения русла, границ и иных изменений местоположения водных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Земли запаса

К данной категории относятся все земли, не включенные в земли иных категорий либо исключаемые из их состава.

Земли запаса предназначены быть резервом (запасом) для пополнения состава земель иных категорий. Именно в этом состоит целевое назначение земель указанной категории.

По данным государственного земельного учёта в землях запаса, так же как и в землях других категорий, выделяют сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под водными объектами, земли под болотами, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли.

Согласно ст.103 Земельного кодекса землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям. Во-первых, земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности. Во-вторых, земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам. В-третьих, земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам.

В п.1 ст.103 Земельного кодекса указано, что к землям запаса не относятся земли фонда перераспределения земель. Последние включены в состав земель сельскохозяйственного назначения (п.1 ст.80 Земельного кодекса).

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Необходимость принятия Градостроительного кодекса РФ 2004 года была вызвана в том числе реформированием системы местного самоуправления РФ. Градостроительный кодекс РФ 1998 года совершенно не отвечал требованиям новой организации местного самоуправления, установленной Законом о МСУ. Принципы организации местного самоуправления, заложенные в Законе, обусловили во многом принципиальные изменения как в градостроительном законодательстве, так и – в перспективе – в практике градостроительного проектирования. Насколько уживутся эти новшества, окажутся жизнеспособными, а главное – насколько территориальное планирование станет действительно планированием развития территории, покажет как сама реформа местного самоуправления, так и развитие (совершенствование) градостроительного и земельного законодательства.

Приложения


Приложение 1. Схема «Градостроительная документация в Российской Федерации (по ГСК РФ 1998 г.)»


Федеральный уровень

Схемы градостроительного планирования развития частей территории РФ, включая территории двух и более субъектов РФ или частей их территорий (консолидированные схемы градостроительного планирования
Федеральный уровень

Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития частей территории субъектов РФ, включающих территории двух и более районов, сельских округов
Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории субъектов РФ
Уровень субъектов РФ

Уровень субъектов РФ

Генеральные планы городов вместе с их пригородными зонами
Уровень субъектов РФ

Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов
Муниципальный уровень

Генеральные планы городских и сельских поселений
Муниципальный уровень

Проекты черты городских и сельских поселений
Муниципальный уровень

Генеральная схема расселения на территории РФ
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, других муниципальных образований


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: