Работа над новым материалом (работа в группах)

- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)

- Какую проблему поставил автор?

- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)

- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?

- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.

- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)

- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. (Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)

- Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)

- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)

- Давайте ответим на главный вопрос урока.

Многие сказки заканчиваются такими словами: «Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.

Словарно-орфографическая работа.

 

Учитель: В тексте встречаются следующие слова. Объясните их значение, пользуясь словарём

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

Учитель: -Подберитесинонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)

- Подберите антонимы к словам:

состариться (помолодеть)

трудиться (бездельничать, лениться)

Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

- Как звали героя сказки?(Петя Зубов)

- Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).

- Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). --- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).

- Где случилась эта история? (В городе).

- Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице.

Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы).

- Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок

- Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.

- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

- Что произошло вследствие этого решения?

- Кого Петя нашёл сначала?

-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах)

-Одинаково ли было поведение ребят?

- Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

- Почему дети смогли победить волшебников?

Работа над пословицами. Крылатыми выражениями

 

Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.

- все пропало

- терять время понапрасну

- держать ухо востро

- как сквозь землю провалился

- и в ус не дует

- не терять времени даром

А теперь каждая группа должна проинсценировать фрагмент сказки. Показ “живых картинок”

1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.

2. Разговор злых волшебников в лесном домике.

3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.

Закрепление изученного материала

- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)

-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: