- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)
- Какую проблему поставил автор?
- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)
- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?
- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.
- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)
- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. (Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)
- Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)
- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)
- Давайте ответим на главный вопрос урока.
Многие сказки заканчиваются такими словами: «Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.
|
|
Словарно-орфографическая работа.
Учитель: В тексте встречаются следующие слова. Объясните их значение, пользуясь словарём
ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.
ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.
Учитель: -Подберитесинонимы к словам:
хмурый (угрюмый, ненастный)
сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)
- Подберите антонимы к словам:
состариться (помолодеть)
трудиться (бездельничать, лениться)
Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.
- Как звали героя сказки?(Петя Зубов)
- Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).
- Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). --- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).
- Где случилась эта история? (В городе).
- Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)
Прочитайте этот эпизод на странице.
Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы).
- Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок
- Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.
- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?
- Что произошло вследствие этого решения?
- Кого Петя нашёл сначала?
-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах)
|
|
-Одинаково ли было поведение ребят?
- Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
- Почему дети смогли победить волшебников?
Работа над пословицами. Крылатыми выражениями
Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.
- все пропало
- терять время понапрасну
- держать ухо востро
- как сквозь землю провалился
- и в ус не дует
- не терять времени даром
А теперь каждая группа должна проинсценировать фрагмент сказки. Показ “живых картинок”
1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.
2. Разговор злых волшебников в лесном домике.
3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.
Закрепление изученного материала
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)
-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.