IV. Диктант с заданием

Задание. Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить.

Пусть нива колос наливает

И крепнет трудовой народ

Пусть наше словорасцветает,

И наша правда пусть растет.

М. Рыльский

V. Работа в группах.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения.

1-я группа.

1. Лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал… (Ф. Сологуб.) (Одновременность действия.)

2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)(Последовательность действий.)

3. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. (М. Горький.) (Причинно-следственное значение.)

4. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (К. Паустовский.) (Причинно-следственное значение подчеркивается обстоятельством причины потому.)

2-я группа.

1. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника. (И. Соколов-Микитов.) (Отношения противопоставления.)

2. Солнце зашло за горы, но было еще светло. (Л. Н. Толстой.)

3. Сказал бы словечко, да волк недалечко. (Пословица.)

4. К вечеру Дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места. (В. К. Арсеньев.)

3-я группа.

1. Мелькнет ли серна меж кустами, проскачет ли во мгле сайгак. (А. С. Пушкин.) (Чередование явлений.)

2. То истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно. (М. Ю. Лермонтов.)

3. Не то светало, не то темнело. (М. Пришвин.)

4. Становилось жарко, и я поспешил домой. (М. Ю. Лермонтов.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: