Объяснительный диктант

ПЕРВОЕ ДЫХАНИЕ ОСЕНИ

Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.

(По К. Чорному.)

Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.

1. Анализ предложений, записанных на доске.

1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.

3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.

5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.

Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.

2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72

Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»

Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.

Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

2) сложносочиненное с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Вариант I.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

Вариант II.

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …

Вариант III.

Уже появилось на небе солнышко, и …

Уже появилось на небе солнышко и …

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.

 

По ночам подмораживало и звёзды усеяли небо.

Рано утром солнце палило не так жарко и с моря веяло свежестью

Вчера во время грозы дождь шумел и ветер яростно бушевал.

После обеда затянулось небо и был дождь.

У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.

Урок 15 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

Ход урока

I. Организационный момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: