ПЕРВОЕ ДЫХАНИЕ ОСЕНИ
Еще в начале июля, бывает, пожелтеет один-единственный листок на березе, и так он среди пышной зелени держится долго. Но в какой-нибудь день он оторвется и крутится долго в воздухе, а потом опустится в траву. К вечеру тишина ложится на землю. Желтый листок с березы лежит в траве и виден издалека. И без него не пахнул бы так чабрец, не таким красивым казался бы вереск и не было бы такой радости видеть траву, деревья, кусты и высокие ели.
(По К. Чорному.)
Запомнить! Сочинительный союз располагается между частями сложносочиненного предложения и не входит ни в одну из них.
1. Анализ предложений, записанных на доске.
1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.
2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.
3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.
4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.
5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.
6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.
Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.
2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72
Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»
Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.
Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:
1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
2) сложносочиненное с тем же союзом.
Начертить схемы предложений.
Вариант I.
Наступил первый учебный день и …
Наступил первый учебный день, и …
Вариант II.
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …
Вариант III.
Уже появилось на небе солнышко, и …
Уже появилось на небе солнышко и …
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.
По ночам подмораживало и звёзды усеяли небо.
Рано утром солнце палило не так жарко и с моря веяло свежестью
Вчера во время грозы дождь шумел и ветер яростно бушевал.
После обеда затянулось небо и был дождь.
У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.
Урок 15 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: научить опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; закрепить умение объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.
Ход урока
I. Организационный момент.