Глоссарий основных определений дисциплины

Системный подход - методологическое направление в науке, основная задача которогосостоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованныхобъектов - систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразованиядействительности

Система - совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных ивзаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этогомножества и направлено на достижение единой цели.

Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных элементов педагогическойреальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решениепедагогических задач обучения, воспитания и развития человека.

Модель - образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основныесущественные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущеми путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)

Педагогическое моделирование - метод исследования педагогических объектов на ихмоделях. Это процесс определения теоретических оснований проектирования в формезакономерностей, принципов, ценностей, целей, образов. На этапе моделированияопределяется состав и структура проектируемых педагогических объектов. Результатоммоделирования является модель (см. Модель).

Проект - (от лат. "брошенный вперед") система планируемых и реализуемых действий,

необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретныхзадач.

Педагогическое проектирование - прикладное направление педагогическойнауки ипрактической педагогической деятельности. Нацелено на решение таких общих задач, какразвитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современныхобразовательных педагогическая системах (педагогическая система, педагогический процесс,педагогическая ситуация, образовательная программа). Процесс создания педагогическогопроекта, дальнейшая детализация созданной педагогической модели в логикепроектирования и доведения ее до уровня описания механизма получения полезногопедагогического результата, то есть до практического использования.

Педагогический проект - комплект документов, отражающих цели и ценностипроектирования, состав и структуру объекта проектирования, логику проектирования,ресурсное обеспечение реализации проекта (мотивационное, правовое, методическое,кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое и т.д.).

Педагогическое конструирование - процесс создания конструкта, дальнейшаядетализация созданного педагогического проекта, учитывающая конкретные условиядеятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений.

Объект педагогического проектирования - часть педагогической реальности разногоуровня сложности, подлежащая совершенствованию (воспитательная система,воспитательный процесс, воспитательная деятельность, технология и пр.)

Состав процесса педагогического проектирования - логика проектирования,описанная определенным количеством шагов (этапов), которые необходимо "пройти" отвозникновения замысла педагогического проекта до получения полезного педагогическогорезультата.

Структура педагогического проектирования - связи между отдельными шагами(этапами) педагогического проектирования. Основное свойство этих связей -преемственность, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего иподготавливает наступление следующего.

Состав педагогического проекта - состав проектируемой педагогической системы(образовательной или воспитательной) с указанием и описанием ее элементов (компонентов),системообразующего фактора и системообразующей деятельности.

Структура педагогического проекта - описание связей между элементами(компонентами) проектируемой педагогической системы, обозначение ее "архитектуры",иерархии компонентов, движения от замысла до получения полезного педагогическогорезультата в виде позитивных личностных изменений субъектов, включенных в реализациюпроекта.

Логика педагогического проектирования - выбираемая разработчиками проектапоследовательность действий по анализу, преобразованию и оценке эффективностиразработанного педагогического проекта. Выбор логики определяется в каждом конкретномслучае в зависимости от объекта проектирования, его масштаба, общего замысла, степенитеоретической и практической разработанности проблемы.

Формы педагогического проектирования - см. Педагогический проект.

Принципы педагогического проектирования - основные ценности, которымируководствуются разработчики при создании проекта: принцип человеческих приоритетов,принцип системности, принцип саморазвития проектируемых систем, принципнепрерывности организации проектирования, принцип реальности и диагностичности,принцип общности и уникальности в проектировании и т.д.

Теоретическое обеспечение педагогического проектирования – определениеметодологических основ проектирования, тех научных закономерностей, которые лежат воснове проектируемых педагогических явлений, процессов, систем. Формулирование целей иценностей педагогического проекта.

Методическое обеспечение педагогического проектирования - описание конкретныхзадач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств длядостижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия субъектов дляреализации проекта (планы, перечень мероприятий, необходимые методические разработки ипр.).

Ресурсное обеспечение педагогического проектирования - систематизированное описаниенеобходимых ресурсов: условий реализации проекта (кадровых, научно-методических,организационных, материально- технических, юридических, финансовых и пр.).

Диагностика в логике педагогического проектирования - комплекс методов научногоисследования (социологического, педагогического, психологического, валеологического,акмеологического и др.), конкретные исследовательские методики, применяемыеразработчиками на разных этапах проектирования для: выявления потребности в проекте;противоречий; наличия тех или иных условий для проектирования; ценностей, исповедуемыхсубъектами проектируемой педагогической системы; изменений в качествефункционирования системы в целом и отдельных ее элементах; изменения в личностисубъектов; эффективности проектирования и пр.

Экспертиза педагогического проекта - необходимый этап в логике педагогическогопроектирования, организуемый для анализа и оценивания актуальности, значимости ирезультативности проекта, прогноза его реализации и развития. Различают внутреннююэкспертизу (самоэкспертизу) и внешнюю, организуемую независимыми экспертами-специалистами. Функции экспертизы: дать многоаспектный анализ проекту, поставитьдиагноз, осуществить прогноз, определить приоритеты, смягчить последствия, принятьрешение о судьбе проекта.

Презентация педагогического проекта - представление разработанного проектазаинтересованным лицам (потребителям, общественности), субъектам педагогическогопроектирования в разнообразных формах (доклад, сообщение).


 

Разработчики:

ФБГОУ ВПО КГУ им. К.Э. Циолковскогодоцент Е.Б. Козлова___

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: