Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Ярославский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

 

Вариант № 6

Часть 1

1. 1.1. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным в словосочетаниях:

Белая работа

Белый свет

Белый иней

1.2. Объясните значение следующих фразеологизмов:

Мхом поросло

Хранить как зеницу ока

Отложить дело в долгий ящик

2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Графически объясните правописание слов и постановку знаков препинания:

Вдруг рванул ветер и с такой силой что едва (не)выхватил у Егорушки узел и рогожку Встр...пенувшись рогожа рванулась во все стороны и захлопала по его лицу. Ветер со свистом поне(с,сс)я по степи бе...порядочно закружился и поднял с травою такой шум что из(за) него (не)было слышно н... грома и н...скрипа колёс. Он дул с ч...рной тучи неся с собой обл...ка пыли и запах дождя и мокрой земли. Лу(н,нн)ый свет затуманился стал как(будто) грязнее звёзды ещё больше н...хмурились и видно было как по краю дороги спешили куда(то) назад облака пыли и их тени.

Они сидели тихо (не)шевелясь. Теперь море сияло (не)шевелясь. Теперь море сияло(не)сплош... а лиш... в (не)скольких местах Тоня увлеч(н,нн)ая книгой (не)заметила Николая. Она (ни)когда (не)оставалась (на)едине она (не)говорила (ни)о(чем) кроме самых обыкнове(н,нн)ых вещей. Поклонившись (не)знакомец шаркнул ножкой.

3. Определите количество букв и звуков в выделенных словах.

4. Определите стиль речь приведенного текста. Поясните свой ответ.

Как ни странно, но сегодня человек знает больше о далеком космосе, чем о зеленых глубинах. Как Земля выглядит из глубины десятков километров? Какие скрывает секреты? Ответы на эти вопросы очень важны. Они помогут открыть новые богатства недр, дадут ключ к прогнозированию землетрясений, наконец, подтвердят или, напротив, отвергнут существующие гипотезы о происхождении нашей планеты.

 

Часть 2

1. Найдите и выпишите художественно-выразительные средства в поэтическом тексте:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая Родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет Луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью.

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на Родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.

2. Когда мы используем официально-деловой стиль? Перечислите его основные особенности.

 

 

Преподаватель /Ражев А.И./


 


И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет Луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью

Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжем новью.

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на Родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.

2. Когда мы используем официально-деловой стиль? Перечислите его основные особенности.

 


Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась;

Последняя с морем разорвана связь

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла триста часов,

И где для меня не открыли засов,

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

2. Когда мы используем публицистический стиль? Перечислите его основные особенности.

 

 

Примерный вариант для повторения

 

Часть 1

 

1. Объяс­ните значение следующих фразеологизмов:

Водить за нос

Воды в рот набрал

Кровь из носу

Сделать из мухи слона

Ахиллесова пята

Кануть в Лету

Надуть в уши

Во весь дух

Хоть пруд пруди

Не покладая рук

 

2. Подберите синонимы и антонимы

глубокий сон

глубокие знания

свежий хлеб

свежий взгляд

3. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

 

Румяное лицо огня задорно улыбаясь освещало темные фигуры (во)круг него и голоса людей задумчиво вл…вались в тихий треск и шелест пламени. В лесу одетом бархатом ночи на маленькой поляне огр…жде(н,нн)ой деревьями перед лицом огня в кругу враждебно уд…вле(н,нн)ых теней воскресали потр…савшие мир события. Как(бы) доходя из пршлого голос же…щины будил надежды внушал увере(н.нн)ость и люди молча слушали повесть о своих братьях по духу. Они смотрели в лицо же…щины бледное и худое.

День был теплый осе(н,нн)ий и дождливый. Просторная перспектива раскрывавшаяся с возвышения где стояли русские батареи то вдруг затяг…валась кисейным занавесом косого дождя то вдруг расширялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы. Виднелся городок у стен которого толпились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окруж…(н,нн)ый рекой. Был виден так(же) левый берег Дуная покрытый сосновым лесом с таинстве(н,нн)ой зеленью вершин.

 

4. Определите количество букв и звуков в выделенных словах

 

5. Определите стиль речи приведенного текста. Поясните свой ответ

 

А ведь я грешный человек думал что у нас неграмотных лю­дей не осталось. Я думал что неграмотные давно уже ликвидиро­ваны.

Конечно я не предполагал, что народ (по)французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал Я про это не думал. Однако насчет читать, писать и фамилию подписывать — это мне казалось очень даже просто и возможно.

Оказалось не так это дело обстоит.

Вот извольте поглядеть какая история развернулась на этом фронте.

 

· критерии оценки:

 

«5» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 1 ошибка

«4» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 4 ошибки

«3» - выполнены все задания 1 части, допускается 9 ошибок

«2» - выполнены задания 1 части, допущено более 9 ошибок

 

Есть черта (с,з)ближающая все произведения Ломоносова нач…ная от оды и кончая научным тр…ктатом. Это (не)покол…бимая вера в силу и пользу науки которая сводит огонь с небес. Прошло более (двух)сот лет со дня смерти великого уч…ного но мы до сих пор чтим его научнее труды.

 

Задания для контрольной работы

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Вариант №1

5. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

море, вода, звезда, луч, грязь, вершина

 

 

Вариант №1

Часть 1

1. С каждым словом составьте по два словосочетания, употребив его сначала в прямом значении, потом - в переносном

Ветер

Берег

Грязь

Вершина

Закат

Восход

Проанализируйте высказывание о русском языке М.Горького.

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей»

М.Горький

В чем заключается богатство русского языка?

2. В каком слове произносится звук [с]? Напишите его в транскрипции.

1) сбросить 2) счёт 3) извлечь 4) близко

 

3. С каждым словом составьте по два словосочетания, употребив его сначала в прямом значении, потом - в переносном

Ветер

Берег

Грязь

Вершина

Закат

Восход

 

4. Раскройте скобки

Праздничные (торт), искусные (повар), заграничные (паспорт), коллективные (договор), молодые (директор), известные (профессор), интересные (лектор), талантливые (конструктор), предстоящие (выбор)

 

5.Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какой вид связи между предложениями преобладает в тексте? Почему?

 

Мы шли у…кой тропинкой по ней (в)зад и (в)перед ползли маленькие красные змейки изв…ваясь у нас под ногами. Далеко где(то) рокотал гром и его ворчливые звуки все приближались. Трава метал…ически ш…лестела. Нам негде было укры…ся. Вот стало темно и шелест травы звучал громче испуг…но. Грянул гром и тучи дрогнули охвач…ные синим огнем. Трава сг…баемая ударами ветра и дождя ложилась на землю. Молнии слепя глаза рвали тучи. В голубом блеске их (в)дали вставала горная цепь сверкая синими огнями серебр…ная и холодная.

 

6.Определите тип речи и стиль этого текста. Поясните свой ответ.

 

Часть 2

1. Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.

2) Автор сатирически изображает образы помещиков.

3) По окончанию школы я могу идти в институт.

4) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

5) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

 

2. Когда мы используем научный стиль речи? Перечислите его основные особенности.

 

· критерии оценки:

 

«5» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 1 ошибка

«4» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 3-4 ошибки

«3» - выполнены все задания 1 части, допускается 5-9 ошибок

«2» -выполнены задания 1 части, допущено более 9 ошибок

 

Вариант №1

Часть 1

1. С каждым словом составьте по два словосочетания, употребив его сначала в прямом значении, потом - в переносном

Ветер

Берег

Грязь

Вершина

Закат

Восход

 

2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

 

Мы шли у…кой тропинкой по ней (в)зад и (в)перед ползли маленькие красные змейки изв…ваясь у нас под ногами. Далеко где(то) рокотал гром и его ворчливые звуки все приближались. Трава метал…ически ш…лестела. Нам негде было укры…ся. Вот стало темно и шелест травы звучал громче испуг…но. Грянул гром и тучи дрогнули охвач…ные синим огнем. Трава сг…баемая ударами ветра и дождя ложилась на землю. Молнии слепя глаза рвали тучи. В голубом блеске их (в)дали вставала горная цепь сверкая синими огнями серебр…ная и холодная.

 

Конечно отравит…(ся) можно и н…рмальным грибом если это перестарок. Утв…рждают что в старост… каждый гриб (не)много ядовит. Но (по)настоящему ядовит и бе…пощаден в наших лесах один только гриб. Называет…(ся) он бледная п…ганка.

 

3. Определите количество букв и звуков в выделенных словах

4. Определите стиль речи приведенного текста. Поясните свой ответ.

 

М.В.Ломоносов - всемирно известный ученый. Своими открытиями он подчас на десятилетия опережал западных ученых. Впоследствии развитие научных представлений о природе теплоты пошло по пути, намеченному великим ученым. На протяжении многих лет Ломоносов занимался астрономией и задолго до появления современной науки астрофизики он сделал поистине выдающееся открытие. Основополагающее значение имеют также его работы по русскому языку.

 

 

Часть 2

2. Найдите и выпишите выразительно-художественные средства в поэтическом тексте

 

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

 

 

2. Когда мы используем научный стиль речи? Перечислите его основные особенности.

 

 

· критерии оценки:

 

«5» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 1 ошибка

«4» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 4 ошибки

«3» - выполнены все задания 1 части, допускается 9 ошибок

«2» - выполнены задания 1 части, допущено более 9 ошибок

 

Вариант №2

Часть 1

1. Объяс­ните значение следующих фразеологизмов:

Водить за нос

Воды в рот набрал

Кровь из носу

Сделать из мухи слона

Ахиллесова пята

Кануть в Лету

Надуть в уши

 

2. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически объясните правописание слов и постановку знаков препинания.

 

М.В.Ломоносов (всем…рно)извес…ный уч…ный. Своими открытиями он по(д,т)час на десятилетия опережал западных уч…ных. (В)последств… развитие научных пре…ставлений о природе теплоты пошло вероятно по пути намече(н,нн)ому великим уч…ным. На протяжении многих лет Ломоносов занимался астрономией и (за)долго до появления современной науки (астро)физики он сделал (по)исти(н,нн)е выдающееся открытие. Основополагающее значение имеют также его работы по русскому языку. «Имя основателя и отца русской литературы и поэзии по праву пр…надлежит этому человеку писал о нем Белинский.

Когда мы думаем о Ломоносове нас больше всего пор…жает (не)обычайная ширь его гения. В истории (не)было другого такого человека который был(бы) сразу поэтом и философом мета(л,лл)ургом и астрономом (метео)рологом и и(с,сс)ледователем. Ра(з,с)гадка (не)обычайной многогра(н,нн)ости его (не)только в широте таланта но в (не)об…ятности дела которое он должен был взять на себя. Есть черта (с,з)ближающая все произведения Ломоносова нач…ная от оды и кончая научным тр…ктатом. Это (не)покол…бимая вера в силу и пользу науки которая сводит огонь с небес. Прошло более (двух)сот лет со дня смерти великого уч…ного но мы до сих пор чтим его научнее труды.

 

3. Определите количество букв и звуков в выделенных словах

4. Определите стиль речи приведенного текста. Поясните свой ответ.

 

 

Часть 2

3. Найдите и выпишите выразительно-художественные средства в поэтическом тексте

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

 

2. Когда мы используем публицистический стиль речи? Перечислите его основные особенности.

 

 

· критерии оценки:

 

«5» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 1 ошибка

«4» - выполнены все задания 1 и 2 частей, допускается 4 ошибки

«3» - выполнены все задания 1 части, допускается 9 ошибок

«2» - выполнены задания 1 части, допущено более 9 ошибок

 

1. Расставьте ударение

Диспансер, звонит, каталог, каучук, квартал, красивее, осведомиться, партер, ходатайствовать, договор, аристократия

 

2. Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1) Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.

2) Автор сатирически изображает образы помещиков.

3) По окончанию школы я могу идти в институт.

4) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

5) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

3. Раскройте скобки

Праздничные (торт), искусные (повар), заграничные (паспорт), коллективные (договор), молодые (директор), известные (профессор), интересные (лектор), талантливые (конструктор), предстоящие (выбор)

 

4. Определите, какое слово не является однокоренным в приведенном ряду слов.

Участковый. Участвовать. Участие. Участливый. Участник.

 

6. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какой вид связи между предложениями? Почему?

 

Мы шли у…кой тропинкой по ней (в)зад и (в)перед ползли маленькие красные змейки изв…ваясь у нас под ногами. Далеко где(то) рокотал гром и его ворчливые звуки все приближались. Трава метал…ически ш…лестела. Нам негде было укры…ся. Вот стало темно и шелест травы звучал громче испуг…но. Грянул гром и тучи дрогнули охвач…ные синим огнем. Трава сг…баемая ударами ветра и дождя ложилась на землю. Молнии слепя глаза рвали тучи. В голубом блеске их (в)дали вставала горная цепь сверкая синими огнями серебр…ная и холодная.

 

7. Определите тип речи и стиль этого текста. Поясните свой ответ.

8. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

море, вода, звезда, луч, грязь, вершина

Задания для контрольной работы

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Вариант № 3

 

1.Расставьте ударение

 

Договор, щавель, средства, индустрия, некролог, намерение, таможня, квартал, звонишь, каучук, аристократия.

 

2. Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1) Особую роль в романе имеет образ женщины

2) Появление пьес Островского явилось огромным событием в истории театра.

3) Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты.

4) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

5) Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

 

3. Определите, какое слово не является однокоренным в приведенном ряду слов.

Температура. Темперамент. Темпераментный. Темпераментно. Темпераментность.

4. От данных существительных образуйте форму множественного числа и поставьте в родительном падеже

Грузин, сапог, чулок, шофер, токарь, диспетчер, директор, профессор, доктор, помидор, гектар, килограмм, мандарин, томат, носок, абрикос, крестьянин, дело, место.

5. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

Какой вид связи между предложениями? Почему?

 

Полуде…ый воздух нак…ле…ый знойными луч…ми солнца становился душен и тяж…л. Вот и солнце спряталось за г…ризонтом. И лес и дальние деревни и трава все облекалось в какой-то зл…вещий цвет. С запада тянулось ч…рное безобразное п…тно с медным отливом и быстро надвигалось на деревню. Грянул гром и з…глушая людской шум торжестве…о прокатился в воздухе.

6. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

луч, золотой, звезда, берег, грязь, ветер

 

 

Вариант № 2

 

1. Расставьте ударение

 

Покрасивее, ходатайствовать, диспансер, таможня, щавель, каучук, намерение, аристократия, договор, средства, партер

2. Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

 

1) Появление пьес Чехова явилось огромным событием в истории литературы.

2) Специалисты просмотрели некоторые ошибки, допущенные при эксперименте.

3) Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

4) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

5) По окончанию школы я могу идти в институт.

 

3. Определите, какое слово не является однокоренным в приведен-

ном ряду слов.

Консервный. Консервирование. Консервация. Законсервировать.

Консерватория.

4. Раскройте скобки.

Праздничные (торт), искусные (повар), заграничные (паспорт), коллективные (договор), молодые (директор), известные (профессор), интересные (лектор), талантливые (конструктор), предстоящие (выбор)

 

5. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.. Какой вид связи между предложениями? Почему?

 

Конечно отравит…ся можно и нормальным грибом. Утверждают что в старости каждый гриб немного ядовит. Но (по)настоящему ядовит и бе…пощаден в наших лесах один только перестарок. Чаще всего отравляются бледной поганкой в лесах более южных где меньше лесов где соб…рают грибы очень похожие на бледные п…ганки.

6. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

зерно, золотой, восход, ветер, берег, луч

 

Вариант № 4

 

1. Расставьте ударение

Медикаменты, формировать, начать, начал, таможня, аристократия, правы, диспансер, километр, зажжены, индустрия.

 

2. Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1) Я одела шубу, потому что сегодня холодно

2) Разрежь хлеб напополам.

3) Подъезжая к станции, в вагоне стало шумно.

4) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

5) Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

 

3. Определите, какое слово не является однокоренным в приведенном ряду слов

Автор. Авторитет. Авторский. Авторство. Соавтор.

 

4. От данных существительных образуйте форму множественного числа и поставьте в родительном падеже

Башкир, помидор, томат, сапог, чулок, лимон, токарь, диспетчер, директор, место, доктор, гектар, килограмм, мандарин, носок, абрикос, крестьянин, дело, профессор.

 

5. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какой вид связи между предложениями? Почему?

 

Байкал это гиган…ское озеро ра…положе…ое на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем таинстве…ым и загадочным. Окруж…ное горами оно пр…красно всегда во все времена суток. Приближаясь к нему зам…раеш… от восторга при виде его стекля…ой голубой дали. (В)виду слива (не)очище…ых сточных вод озеру грозит гибель.

 

6. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

звезды, луч, вода, золотой, берег, грязь, океан

 

Задания для контрольной работы

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант № 5

 

1.Расставьте ударение

 

Некролог, договор, намерение, диспансер, километр, таможня, квартал, звонишь, аристократия, индустрия, красивее.

 

2.Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1) Ребенок ухватился за коляску обоими руками.

2) Мастер хорошо знает и разбирается в технике

3) Актер был очень способный, но скромен.

4) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

5) Он ушел, выполнив домашнее задание и когда кончил

свои дела.

 

3. Определите, какое слово не является однокоренным в приведенном ряду слов

Почта. Почтальон. Почтамт. Почтовый. Почтенный.

 

4. Согласуйте прилагательное с существительным, вставьте пропущенные буквы

Изб…рательн… бюллетень, маршрутн... такси, ст…ринн… рояль, горяч… кофе, строг… жюри, черн… лебедь, вкусн… студень, красив… тюль, железнодорожн… депо

 

5. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Какой вид связи между предложениями? Почему?

 

Конечно отравит…ся можно и нормальным грибом. Утверждают что в старости каждый гриб немного ядовит. Но (по)настоящему ядовит и бе…пощаден в наших лесах один только перестарок. Чаще всего отравляются бледной поганкой в лесах более южных где меньше лесов где соб…рают грибы очень похожие на бледные п…ганки.

 

6. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

берег, луч, вода, вершина, ветер, грязь, океан

 

Задания для контрольной работы

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Вариант № 6

 

1.Расставьте ударение

 

Некролог, правы, диспансер, щавель, намерение, таможня, партер, звонишь, ходатайство, индустрия, красивее.

 

2.Найдите речевые ошибки, запишите предложения в исправленном виде.

1) Подъезжая к станции и глядя в окно на природу, у меня упала шляпа

2) Во всем рассказе красной нитью лежит мысль о будущем подрастающего поколения.

3) Сообщение о свободных вакансиях дайте в газету.

4) Ольга была более моложе Татьяны.

5) Поездка на юг сыграла большое значение в его судьбе.

 

3. Определите, какое слово не является однокоренным в приведенном ряду слов

Сторожевой. Старожил. Сторожить. Сторож. Посторожить.

 

4. От данных существительных образуйте форму множественного числа и поставьте в родительном падеже

Узбек, валенок, метр, сапог, чулок, лимон, токарь, диспетчер, директор, место, ботинок, гектар, килограмм, мандарин, носок, абрикос, крестьянин, дело, басня.

 

5. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Какой вид связи между предложениями? Почему?

 

Солнце скл…нялось к западу и косыми жаркими лучами (не)выносимо жгло шею и щеки. (Не)возможно было дотронуться до ра…кале…ых краев брички. Густая пыль поднималась по дорог… и наполняла воздух. (Не) было ни малейшего ветерка который бы относил ее. Впереди на одинаковом ра…тоянии мерно покачивался запыле…ый кузов кареты сдела…ой еще несколько лет назад.

6. Составьте по два словосочетания с каждым из приведенных слов, употребив слово сначала в прямом значении, потом в переносном:

ветер, берег, вода, вершина, золотой, грязь, закат

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: