Общие цели и методические рекомендации к СРС

Самостоятельная работа обеспечивает открытость и в тоже время целостность и надежность закладываемой учебной дисциплиной базовой лингвистической подготовки за счет самостоятельного изучения студентами определенных разделов курса, в процессе которого обучающиеся приобретают навыки извлечения информации, ее оценки и встраивания в базовые теоретические знания и практические умения.

Объем и содержание СРС определяются узловыми темами курса, их ценностью для профессиональной подготовки, а также корректируются с учетом пререквизитов и смежных дисциплин.

Общей целью самостоятельной работы является сопоставление систем русского и казахского языков, выявление сходств и различий в их подсистемах. На СРС выносится 4 темы, представляющих собой тесно связанные между собой вопросы.

 

Календарно-тематический план СРС

№ срс   Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
1. Квантитативная дериватография.   4 нед. Контрольная работа
2. Способы словообразования в русском и казахском языках.   7нед. Контрольная работа
3. Части речи в русском и казахском языках.   11нед. Контрольная работа
4. Склонение и спряжение в русском и казахском языках.   14нед. Контрольная работа
  Всего часов СРС:      

 

 

Материалы для СРС:

Тема 1. Квантитативная дериватография.

Задания:

1. Выпишите производные прилагательные, употребленные в повести В. Токаревой «Своя правда». Выделите в них словообразовательные аффиксы. Определите степень их частотности в проанализированном тексте.

2. Выпишите слова с теми же аффиксами из «Грамматического словаря», определите их сочетаемость. Сравните частотность использования аффиксов в словаре и в тексте.

3. Выберите три наиболее частотных аффикса и дайте толкования их значений, используя «Русскую грамматику» т.1.

4. Переведите слова, имеющие выбранные аффиксы на казахский язык. В производных словах выделите аффиксы, проверьте их, используя словарь «Қазақ тіліндегі көмекші морфемалардың сөздігі». Укажите, какие из них вступают в отношения соответствия с аффиксами.

Литература:

1. Токарева В. Своя правда. М., 2002.

2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1987.

3. Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.

4. Мырзабеков С. Қазақ тіліндегі көмекші морфемалардың сөздігі. Алматы, 1992

Тема 2. Словообразование в русском и казахском языках.

Задания:

1. Сравните словообразование имен существительных и затесім: а) от каких частей речи образуются; б)какие словообразовательные аффиксы используются; в) способны ли аффиксы производных существительных и зат есім участвовать в образовании других частей речи?

2. Сравните классификации способов образования сложных слов в русском и казахском языках по количеству и составу. Какие критерии кладутся в основу классификации способов словообразования русского и казахского языков?

3. Сравните словообразовательные цепочки русского и казахского языков. Определите, почему в обоих языках словообразование имеет ступенчатый характер?

4. Проанализируйте учебники русского языка для казахской школы и определите, как в них отражаются способы образования.

Литература:

1. Русская грамматика. Т. 1. М., 1980.

2. Современный русский язык. Учебник / Жаналина Л.К., Шеляховская Л.А. и др. Алматы, 2002.

3. Ысқақов А. Қазіргі қазақ тілі. Алматы.1991.

4. Русский язык. Для 11 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения / Жаналина Л.К. и др. Алматы: Мектеп, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: