Виды управления Этапы страте- гической реорганизации | Организационное поведение главы фирмы | ||
Политика управления | Технология управления | Культура управления | |
1. Осознание необходимости стратегических перемен | ? | ? | ? |
2. Включение нового стратегического вдения ситуаций | Перераспределение власти | Перераспределение ресурсов | Постановка новых целей |
3. Выбор стратегических ориентаций фирмы | Делегирование полномочий | Наделение ресурсами ответственных лиц | Формирование новых ценностей персонала |
4. Реализация новых стратегий | Новаторская ориентация поведения | Корректировка условий поведения | Отработка новых моделей поведения |
5. Контроль результатов стратегического выбора | Взвешивание «плюсов» и «минусов» перераспределения власти | Взвешивание новых стратегических возможностей | Возникновение новых типов управленческих отношений |
Эта матрица, разработанная и апробированная на отечественных руководителях (топ-менеджеров фирм), хорошо помогает понять поведение глав фирм, которые оказались перед необходимостью перемен.
|
|
Сентябрьский кризис 1998 г. и его "разворот" в российской действительности помог выявить основные консалтинговые проблемы, которые встали перед отечественными главами фирм и топ-менеджерами.
Кризис помог им сориентироваться и выработать те сценарии поведения, которые можно представить как последовательность "шагов" в анти -кризисном менеджменте. Один из сценариев, который в целом типичен для многих фирм, такой.
Формирование антикризисного штаба.
Подробный анализ финансовой деятельности фирмы: улаживание деловых отношений с кредиторами (реструктуризация долгов); улаживание деловых отношений с должниками (получение своих долгов).
• Анализ клиентской базы: кто из партнеров сокращает сотрудничество; кто отказывается от
Него; кто его хочет наращивать.
• Анализ источников сырья: с какими поставщиками продолжить деловые отношения; с кем из
Них эти отношения пересмотреть; к кому из поставщиков обратиться с новым деловым
Предложением.
• Структурирование полученной информации под принятие управленческих решений.
• Анализ слабых и сильных сторон фирмы, а также угроз и возможностей по методике SWOT.
• Принятие управленческих решений по внутрифирменной политике: что свернуть, что заморозить, что отсечь.
• Отыгрывание упреждающих решений с анализом рискованных случаев: если произойдет то-то и то-то, мы сделаем такой-то ход.
• Упрощение организационной системы управления.
• Выработка антикризисного бюджета.
• Поиск подходящих консалтинговых агентов под решение возникших проблем.
|
|
• Поиск обучающих программ для проведения психологических тренингов.
• Пересмотр существовавших управленческих ценностей.
В то же времявыявились позитивные факторы кризиса.
- Разрушение привычных связей, которые помогали «делать лёгкие деньги».
- Изменение представлений о том, что бизнес можно вести нецивилизованно.
- Возникновение новых подходов к пониманию бизнес-практики.
- Появление новых лидеров российского бизнеса.
- Разработка новых стратегий сохранения и развития бизнеса.
- Появление новых игроков на освободившихся рыночных «нишах».
- Приобретение бизнеса ослабевших компаний.
- Реструктуризация акционерного капитала.
- Изменение организационных структур управления.
- Изменение качества менеджмента (процедурный менеджмент, командный менеджмент, консалтинговый менеджмент, лидирский менеджмент).